среда, 1 апреля 2020 г.

О чем сказал Президент РФ в своем обращении 24 марта 2020 года (анализ и комментарий)

Президент РФ В.В. Путин (фото ТАСС)

24 марта Президент РФ В.В. Путин обратился к гражданам России и рассказал о проблемах и угрозах, которые несет пандемия коронавируса экономическому и социальному благополучию населения. Также Президент РФ озвучил ряд экстренных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания и снижения катастрофических последствий для экономики.

А уже 25 марта Президент РФ подписал Указ № 206 «Об объявлении в России нерабочих дней», в соответствии с которым дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. объявлены нерабочими с сохранением за работниками заработной платы (п.1).
На работников некоторых отраслей народного хозяйства (непрерывное производство, медицинские и аптечные организации, обеспечение населения продуктами питания, неотложные работы, неотложный ремонт и погрузочно-разгрузочные работы) меры по
предоставлению нерабочих дней не распространяются  (п.2).
Ниже мы представляем наш анализ некоторых мер, которые начали реализовываться уже в первые дни после обнародования Указа.
                      
1)      О «нерабочей неделе» с сохранением заработной платы
Данное положение из Обращения Президента РФ было реализовано уже на следующий день. Пунктом 1 Указа Президента от 25.03.2020 № 206 «Об объявлении в РФ нерабочих дней» было предусмотрено, что с 30 марта по 3 апреля 2020 г. устанавливаются нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы.
В этой связи, конечно, возникает множество вопросов, касающихся обоснованности такого решения – ввести вместо полноценного карантина некие «каникулы» с невнятным правовым режимом, да еще и за счет работодателей, которые в условиях отсутствия спроса и падения выручки (да еще и при неработающем персонале), вряд ли смогут вынести да и выполнить такое обременение. Однако, не вдаваясь в «политические» аспекты принятого решения, мы попробовали разобраться в некоторых, как нам показалось, самых на сегодня важных вопросах (см. ниже материал «Три вопроса по применению Указа Президента от 25.03.2020 № 206»).

2)      Кто продолжает работать?
В соответствии с п.2 Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206 данный Указ не распространяется на работников:
а) непрерывно действующих организаций;
б) медицинских и аптечных организаций;
в) организаций, обеспечивающих население продуктами питания и  товарами первой необходимости;
г) организаций, выполняющих неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения;
д) организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.

В этой связи необходимо отметить, что распоряжение Правительства РФ от 27.03.2020 № 762-р, которым утвержден перечень товаров первой необходимости (за исключением продовольственных товаров)».
Кроме того,  27 марта Министерство промышленности и науки Свердловской области Приказом № 10-01-82/1390 (подписано Министром С.В. Пересторониным) утвердило список из 166 предприятий Свердловской области, которым одобрена деятельность во время нерабочих дней, объявленных Президентом РФ Указом от 25.03.2020 № 206.
Более подобно см. здесь.

Важно!

Однако мы считаем, что составление неких региональных и др. «списков» имеет более чем относительное юридическое значение. С одной стороны, если предприятие попадает в этот «список», то оно может быть полностью спокойным за свою работу. Но с другой стороны, если какое-то предприятие в «список» пока не попало и в нём не значится, то, по нашему мнению, это еще не означает, что это предприятие «не вправе осуществлять свою деятельность». Ведь если оно относится по своим характеристикам к тем критериям, которые установлены в п.2 Указа, то, мы считаем, оно вправе продолжать свою работу (а на работников не распространяются требования о «нерабочей неделе2), даже без включения в какой-либо «список» или «перечень». Другое дело, что «право на работу», придется обосновывать и доказывать, но это уже совсем другой вопрос, зависящий от конкретной ситуации.

3) О снижении для малых и средних предприятий размера страховых взносов с 30% до 15%. Пониженная ставка должна применяться в отношении зарплаты, превышающей МРОТ. Если оплата труда равна МРОТ, ставка останется прежней – 30%. Эта мера будет постоянной, а не временной. К сожалению, в настоящий момент отсутствуют какие-либо подробности предлагаемой меры.

4) Об отсрочке уплаты налогов. Компаниям малого и среднего бизнеса на 6  месяцев предоставят отсрочку по всем налогам, кроме НДС, а для микропредприятий – еще и отсрочку по взносам.
Данная мера коснется тех, кто работает в отраслях, попавших в самую сложную ситуацию  в связи с эпидемией и ограничительными мерами. Перечень отраслей, которые нуждаются в поддержке, должно сформировать Правительство. Оно же должно будет его постоянно корректировать в зависимости от ситуации (см. ниже материал «Правительство определило 22 отрасли, которые первыми получат господдержку»).

5) О введении 15 % НДФЛ для физлиц, выводящих доходы за рубеж. Доходы физлиц в виде процентов и дивидендов, которые выводятся на зарубежные счета, будут облагаться НДФЛ по ставке 15%.
Причем Президент подчеркнул, что такие изменения нужно будет внести в соглашения об избежании двойного налогообложения. Если партнеры по таким соглашениям не пойдут на эти изменения, РФ выйдет из договоренностей в одностороннем порядке.
Мера, откровенно говоря,  достаточная странная, особенно непонятна её связь именно с «коронавирусом». Почему это необходимо делать сейчас? Что это даст экономике и бюджету? Куда пойдут дополнительно собранные налоги? Не ударит ли это по экономике в целом, т.к. соглашения об избежании двойного налогообложения заключались не просто так, а в целях укрепления сотрудничества и развития инвестиционной активности с конкретными странами? Не пострадает ли от этого репутация РФ как договороспособного государства?
Можно было бы еще понять, если бы власти создали какой-то специальный «Фонд для восстановления российской экономики», как это, кстати, было в истории других стран мира в период экономических кризисов, а то ведь направить эти деньги в бюджет и обезличить их там, это, конечно, можно, только вот зачем? Причём тут текущие события?
Ну и не понятно, зачем в современных условиях создавать конфликт с другими странами?
И кстати, от отмены соглашений об избежании двойного налогообложения пострадают в первую очередь наши сограждане, т.к. им придется заплатить не только 15 % в России, но и соответствующие налоги за рубежом. Иными словами, в чём смысл предлагаемой меры, кроме очевидного сугубо фискального, пока не понятно.

6) О введении 13 % НДФЛ для процентов по вкладам.  Как прозвучало в обращении, если общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги больше 1 млн. руб., то с процентного дохода нужно будет платить НДФЛ по ставке 13%.
Про эту «антикризсную меру» в равной степени подходит всё то, что было написано и про 15 % с дивидендов (см. выше).  К сожалению, несмешная шутка о том, что весь мир в связи с коронавирусом налоги снижает, а Россия вводит новые, оказалась пророческой.
Хотя с другой стороны, то, что «под нож» после повышения ставки НДС пойдет НДФЛ, говорилось многими экспертами  и достаточно давно (см. например, материал по поводу интервью с зам.министром финансов С.Д. Шаталовым газете «Ведомости» от 11 января 2016 года).
Кстати, а почему все решили, что предложение о введении 13 % НДФЛ на доходы от депозитов новая идея властей?  Об этом говорилось аж с 2013 г. Не верите? А вот о чем я писал аж 30 января 2013 года, ведь в тогдашних планах Минфина даже цифры совпадают в 1 млн. руб. превышения. Иными словами, «аппетиты» у государства на доходы от вкладов были давно, но реализовать их решили только сейчас.
Кроме того, о новых правилах налогообложения пока нет полной определенности.
Через несколько дней руководитель СберБанка  Г. Греф со ссылкой на информацию от Минфина говорил уже соврешенно по-другому, о том, что подлежит налогообложению процентный доход с суммарной величины вкладов человека во всех банках, если в совокупности они превышают 1 млн. руб. и в части, превышающей 1 млн. руб.
А 30 марта, как сообщил портал «РБК», комитет ГосДумы по налогам и бюджету уже одобрил поправки в НК РФ, согласно которым НДФЛ со стандартной ставкой в 13% будет облагаться сумма процентных доходов по вкладам, превышающая проценты с 1 млн.руб. по ключевой ставке Центробанка.  В тексте документа, который ГосДуме рекомендовал принять во 2м чтении думский комитет по бюджету и налогам, говорится, что в отношении доходов в виде процентов, полученных по вкладам в банках, расположенных на территории России, «налоговая база определяется налоговым органом как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение 1 млн. руб. и ключевой ставки ЦБ, действующей на первое число налогового периода». Это означает, что при текущей ключевой ставке Банка России в 6% необлагаемый доход со вкладов ежегодно будет составлять 60 тыс. руб.
31 марта проект закона № 762653-7 "О внесении изменения в ст.346.25 части II НК РФ", с вышеуказанными положениями был принят ГосДумой в 3м чтении и в этот же день одобрен Советом Федерации.

Кроме того,
·         пострадавшим субъектам МСП, в том числе микропредприятиям, будет дана отсрочка по кредитам на 6  месяцев;
·         Правительство и ЦБ РФ должны принять дополнительные меры по кредитованию реального сектора экономики, включая предоставление госгарантий и субсидий;
·         на шесть месяцев будет введен мораторий на подачу заявлений о банкротстве и взыскании долгов и штрафов в отношении предприятий, оказавшихся в сложной ситуации;
·         ЦБ РФ должен установить возможность кредитных каникул как для ИП, так и для граждан с потребительскими и ипотечными кредитами. Так, должник сможет приостановить обслуживание долга и пролонгировать его без штрафных санкций. Это право появится, если его доход резко сократится более чем на 30%;
·         изменится процедура признания гражданина банкротом для тех случаев, когда в силу объективных причин выплата долга станет невозможной;
·         для большинства граждан пособие по безработице приравняют к МРОТ;
·         социальные пособия и льготы для граждан в течение ближайших шести месяцев будут продлеваться без предоставления дополнительных справок и обращений в инстанции;
·         выплаты ветеранам и труженикам тыла ко Дню Победы должны перечислить уже в апреле;
·         в апреле, мае и июне семьям, которые имеют право на материнский капитал, будут выплачивать по 5 000 руб. ежемесячно;
·         пособие на детей от 3 до 7 лет малообеспеченные семьи начнут получать на месяц раньше – в июне.