среда, 8 апреля 2020 г.

Правительству на 2020 год переданы полномочия по изменению налогового законодательства (Часть 1. Комментарий к Федеральному закону от 01.04.2020 № 102-ФЗ)


1 апреля Президент РФ подписал Федеральный закон № 102-ФЗ «О внесении изменений в части I и II НК РФ». Этот чрезвычайный закон будет иметь  решающее значение в течение ближайших месяцев, так как в нем установлены базовые правила регулирования налоговых правоотношений на период кризиса, вызванного эпидемией коронавируса. Публикуем анализ и наши комментарии по поводу этого закона как по частям так и полностью.Наверняка, мы будем к нему возвращаться и дальше.Полностью материал «КОММЕНТАРИЙ к Федеральному закону от 1 апреля 2020 года № 102-ФЗ: общие положения и анализ» вы можете посмотреть здесь
------------------------------ 

Федеральный закон № 102-ФЗ дополнил п. 1 ст. 4 НК РФ пунктами 3-5, согласно которым Правительству РФ переданы полномочия (пока только в текущем 2020 году) принимать нормативные правовые акты (НПА) по изменению существенных элементов налогообложения (в т.ч. закрепленных в ст.17 НК РФ).

Причем эти изменения будут осуществляться не через внесение изменений в НК РФ, а «непосредственно», т.е. акты Правительства РФ по вопросам налогообложения (в части переданных полномочий) будут иметь большую юридическую силу, чем положения НК РФ.

Причем это не просто какие-то «второстепенные» или «технические» элементы или отношения, а следующие важнейшие вопросы функционирования налоговой системы:


·         НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1): Правительство вправе изменять сроки проведения мероприятий налогового контроля, как то приостанавливать, отменять,

переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля, в т.ч. проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с взаимозависимыми лицами, а также приостанавливать сроки назначения (проведения) проверок, на период приостановления или переноса указанных мероприятий налогового контроля.


·         УПЛАТА НАЛОГОВ (2): Правительство РФ вправе продлевать сроки уплаты налогов (авансовых платежей), в т.ч. установленных для специальных налоговых режимов, по страховых взносам, по сборам.

·         СРОКИ УПЛАТЫ АВАНСОВЫХ НАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО РЕГИОНАЛЬНЫМ И МЕСТНЫМ НАЛОГАМ (3): Правительство РФ вправе продлевать установленные региональными и муниципальными актами о налогах сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, налогу на имущество организаций и земельному налогу.

·         НАЛОГОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ (4): Правительство РФ вправе  продлевать сроки предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и/или иных документов и сведений.

·         ТРЕБОВАНИЯ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ (5): Правительство РФ вправе продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, а также сроков принятия решений о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

·         ОТСРОЧКА (РАССРОЧКА) УПЛАТЫ НАЛОГОВ (6): Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, изменение порядка и условий ее предоставления.

·         СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (7): Правительство вправе вводить новые основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

·         ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (8): Правительство вправе устанавливать основания и условия неприменения ответственности за непредставление (несвоевременное представление) в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) иных документов (сведений).

·         СРОКИ УПЛАТЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕСТНЫХ НАЛОГОВ И НАЛОГОВ ПО СНР (9): Правительство вправе в 2020 году продлевать сроки уплаты налогов по СНР, а также продлевать сроки уплаты региональных и местных налогов  (и торгового сбора) (представляется, что данное положение обосновано, т.к. у каждого субъекта РФ могут действовать свои правила по срокам уплаты налогов).

Интересно отметить, что в последнем случае продление сроков уплаты региональных и местных налогов, а также спецрежимных налогов  может быть предоставлено Правительством РФ налогоплательщикам, обладающим определенными критериями, например, осуществляющим определенные виды деятельности (по ОК ВЭД) по состоянию на 01.03.2020, или определенным исходя из данных, отраженных в реестрах ФНС (причем не указано, на какую дату), в налоговой или бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Также могут быть установлены другие критерии налогоплательщиков, однако в законопроекте предлагается не их публикация, а прямое составление списка таких налогоплательщиков с ИНН и направление его в УФНС по субъекту (дополнение п. 4 ст. 4 НК РФ):

«…В случае определения указанных категорий на основе иных критериев уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ формирует соответствующий перечень налогоплательщиков с указанием их идентификационных номеров, который направляется в налоговый орган по субъекту РФ  в электронной форме».

Вообще можно предположить, что подобное делегирование позволит Правительству РФ более оперативно реагировать на создавшиеся обстоятельства, не допуская ухудшения положения налогоплательщиков. Такие НПА будут определены как специальные правила, имеющие приоритет над нормами НК РФ.
Как мы уже писали выше,  НПА Правительства РФ по сфере делегированной компетенции можно определить как «специальные правила», т.е. они имеют  приоритет над нормами НК РФ. Это закреплено непосредственно в п. 5 ст. 4 НК РФ в новой редакции, согласно которой правоотношения, возникающие в период действия НПА Правительства РФ,  регулируются законодательством о налогах и сборах с учетом особенностей, предусмотренных указанными НПА.

Анализ.

Очень уж странный прием применил федеральный законодатель в своей попытке разрешить сложную ситуацию. Что это вообще значит - взять и передать Правительству РФ все полномочия законодателя? И насколько в принципе обоснованна передача таких полномочий, которые никогда не принадлежали исполнительным органам власти?
Фактически федеральный законодатель в данной конкретной ситуации, хотя и на время, но отказывается от принципа разделения властей (ст.10 Конституции РФ) и принципа установления налогов и их элементов только федеральными законами.
Кроме того, не понятна ситуация с передачей Правительству РФ полномочий, которые принадлежат региональным и муниципальным органам власти. Насколько это обоснованно и как соотносится с принципами федерализма по ст.5 Конституции РФ, согласно которой федеративное устройство РФ основано, в том числе на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ  и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ?
По моему убеждению, что бы там ни было, но правительство вообще не вправе осуществлять законодательные функции, особенно когда законодательная власть существует и нормально работает.
Каковы конституционно-правовые основы подобной передачи?
В крайнем случае, если даже согласиться, что ситуация действительно экстраординарная, то законодательные полномочия здесь более характерны не для Правительства РФ, а для Президента РФ, тем более, что в нашей новейшей истории уже были примеры, когда Указы Президента РФ носили характер законов.
Можно предположить, что у сторонников передачи функций законодателя правительству есть такой довод: исполнительная власть (т.е. правительство) оперативнее сможет реагировать на изменение обстановки, так как Федеральное Собрание громоздкое и не способно быстро принимать нужные и срочные решения.
Однако напомним, что ГосДума и Совет Федерации уже продемонстрировали нам чудеса скорости, когда за 2 дня приняли и одобрили важнейший и сложнейший законопроект № 762653-7.
Говоря же о скорости работы Правительства РФ (вернее, со знаком «минус»), достаточно вспомнить, что его Постановление № 409, которое ждала с замиранием вся страна, было принято 2 апреля, а  обнародовано почему-то только … 6 апреля. Вот тебе и «быстрое реагирование».
Иными словами, можно предположить, что «системные огрехи» в выбранной властями модели «нормативного» противостояния пандемии коронавируса и надвигающегося в связи с этим на Россию сильнейшего экономического кризиса, в будущем можем стать поводом для множества спорных ситуаций, которые должны будут найти своё разрешение в судах и не исключено, что даже и в Конституционном Суде РФ.

______________________________  

Правовая защита бизнеса от
налоговых и иных правовых рисков
с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Видео консультации  здесь
Читать наши консультации здесь
Facebook:  см. здесь.
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t-do.ru/gknfp
telegram-канал  «Налоговые споры: аналитика и практика» - t-do.ru/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t-do.ru/taxformal