пятница, 15 марта 2013 г.

Приглашаю принять участие в нашем специализированном семинаре "Налоговый контроль за трансфетным ценообразованием" (02 апреля 2013 года)

А.В. Брызгалин
О.С. Федорова
К 20 мая 2013 года практически все крупные налогоплательщики должны будут  первый раз в жизни представить в свою налоговую инспекцию уведомление о совершенных в 2012 году контролируемых сделках. 
Дело это не простое, да и проблемных вопросов по этой теме очень много. Для того, что бы разобраться с самыми актуальными и востребованными вопросами, связанными с новым налоговым контролем за трансфертными ценами, мы проводим 02 апреля в г. Екатеринбурге специализированный семинар, который так и называется.
Мы будем рады пообщаться с вами на нашем мероприятии.
Ниже я представляю программу семинара, а также наше текстовое интервью, которое мы с моим коллегой Ольгой Сергеевной Федоровой дали по поводу семинара радиостанции "Эхо - Москвы - Екатеринбург".

Семинар
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ И 
ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
02 апреля 2013 года
Руководитель семинара: Генеральный директор Группы компаний  «Налоги и финансовое право»,
Брызгалин Аркадий Викторович, к.ю.н.
Место проведения семинара:
г.Екатеринбург, ул.Луначарского д.77, эт.5, конференц-зал
Время проведения семинара: с 10.00 до 17.00
Взаимозависимые лица и контролируемые сделки – базовые понятия новых правил налогового контроля за ТЦО: основные критерии для квалификации сделки в качестве контролируемой, анализ разъяснений Минфина и ФНС, рассмотрение практических ситуаций и сложных вопросов 2012 – 2013 г.г.

Разработка критериев сопоставимости и функциональный анализ условий деятельности организации как важнейшие предварительные процедуры для обоснованного выбора метода определения рыночной цены.

Использование методик определения рыночных цен: сложные вопросы выбора метода, построения интервалов цен и рентабельности, использования информационных ресурсов.
Симметричные и обратные корректировки как одно из последствий проведения налогового контроля за трансфертными ценами.
Система документирования контролируемых сделок: необходимый минимум для составления уведомления о контролируемых сделках и для подготовки к налоговому контролю (представлению документации по требованию налогового органа).
Основные процедуры, этапы и правила налогового контроля за трансфертными ценами: ценовые налоговые проверки и налоговая ответственность.
«Переходная» арбитражная практика: основные судебные решения по статьям 20 и 40 НК РФ, остающиеся актуальными для применения новых правил налогового контроля за ТЦО.
Генеральный директор Брызгалин Аркадий Викторович, к.ю.н.
Заместитель генерального директора по экономическим проектам Федорова Ольга Сергеевна

 

Ответы на вопросы А.В. Брызаглина
 

1. Аркадий Викторович, Закон о налоговом контроле за трансфертными ценам вступил в силу еще в прошлом году и на протяжении всего года финансовые и налоговые органы достаточно активно его комментировали. Казалось бы все основные вопросы получили свои ответы. Чем же тогда обусловлено ваше решение о проведении семинара этой направленности?

В том то и дело, что в ряде случаев официальные разъяснения только запутали ситуацию. Ведь закон 
о новом порядке контроля за ценами принимался в спешке и получился сырым, запутанным, противоречивым. И не смотря на то, что действует он уже больше года вопросов по нему меньше не стало.
Более того, предприятия, пытаясь его применить сталкиваются с массой проблем. Даже, казалось бы, мелкий вопрос, превращается в неразрешимую ситуацию. Именно поэтому мы и считаем, для того, чтобы не насовер-


шать ошибок, необходимо не только хорошо знать текст закона, но и правильно его понимать и применять.
А что касается разъяснительной работы от госорганов, то их письма пока почти не систематизированы и не упорядочены. Многие письма просто противоречат друг другу, а по некоторым принципиальным вопросам ведомства даже меняли свою позицию.
Именно поэтому мы рассчитываем на семинаре не просто отчитать закон, а дать ему подробный анализ, рас-

смотреть все позиции, как официальные так и не официальные, обратить внимание на грядущие опасности и налоговые риски.

2. Когда принимался этот закон, то утверждалось, что затронет он узкий круг плательщиков, бук-

вально несколько сот крупнейших холдингов. Однако в последнее время эксперты стали говорить о том, что и средний, бизнес может подпадать под этот новый вид налогового контроля. Насколько обос-
нованны такие опасения.

Эти опасения имеет под собой реальные основания. Дело в том, что сейчас налоговый контроль за ценами 
как бы разделился. Появился новый контроль за крупными контролируемыми сделками взаимозависимых организаций. Но для других фирм, если они работают в рамках групп компаний, налоговый контроль за 
ценами никуда не исчез. Он просто видоизменился. Ведь не случайно нормы Налогового кодекса, регули-
рующие взимание НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, непосредственно ссылаются на положения из раздела, посвященного контролю на ТЦО.
Поэтому налогово-ценовые риски сохраняются по прежнему, и задевают они не только средний бизнес, но и 

иногда и малый. И к этому надо быть готовым.

3. Новый порядок контроля за ценами еще реально на полную силу не заработал и таким образом, практики применения его еще нет. Как же вы будете давать рекомендации для участников семинара, 

когда даже специалисты налоговых органов говорят, что практика будет нарабатываться только в ближайшие годы.

Не надо думать, что с принятием нового закона налоговый контроль за ценами только сейчас и начался. 
Первые элементы такого контроля были заложены еще в налоговом законодательстве 90-х годов. Мы 
провели большой анализ судебной практики, которая складывалась на протяжении почти 15 лет, и считаем, 
что многие судебные подходы могут востребованы и сейчас. Поэтому мы и планируем представить 
участникам семинара наши методические наработки, что бы показать, как практика получит преемственность, 
а какая изменится.

Ответы на вопросы О.С. Федоровой

1. Судя по программе семинара, Вы будете обсуждать со слушателями вопросы методологии обоснования рыночных цен. Не секрет, что на сегодняшний день сами методы, их суть и техника налогоплательщикам уже более-менее понятны, а вот выбор метода, обоснование его уместности вызывают наибольшие затруднения. Планируете ли вы уделить внимание этим проблемам?

На самом деле, сложных вопросов много и в части самих методик, и в части обоснования выбора. Можно услышать мнение, что все методы обязательны только для налоговиков, а налогоплательщики могут применять или не применять их по своему усмотрению. По нашему мнению, это не совсем так или даже совсем не так, и мы постараемся убедить в этом наших слушателей.
Много вопросов возникает по построению рыночных интервалов и правильного использования информации. Данные за какой период могут быть использованы, какие корректировки допустимы для обеспечения сопоставимости, и как быть, если такой сопоставимости добиться нельзя?
Также нами обобщена практика и статистика применения методик в международном опыте, популярность и применимость методов в зависимости от вида деятельности и отрасли.

2. На данном этапе, с приближением 20 мая, налогоплательщиков больше всего волнуют вопросы и проблемы составления Уведомления о контролируемых сделках. Планируете ли вы рассмотреть какие-то нюансы и сложные вопросы по этой тематике?
Да, в рамках отдельной темы мы планируем обобщить не только утвержденный ФНС порядок заполнения Уведомления и разъяснения налогового ведомства. Мы также поделимся тем опытом решения конкретных проблем и задач, который накоплен нами в практической работе с нашим клиентам при составлении их уведомлений и подготовке документации по контролируемым сделкам.

Вопросов действительно много – начиная с того, какие сделки можно объединить в одном листе, и заканчивая тем, как минимизировать работу по составлению уведомления, не нарушая Приказ ФНС. Ведь у многих организаций номенклатура товаров и продукции составляет сотни и тысячи позиций, и разнесение всех этих позиций в самостоятельные сделки приведет к колоссальным затратам сил и времени и к тому, что уведомление превратится в многотомное издание.
Форма уведомления далека от совершенства, даже представители ФНС признают ее необоснованно сложной и требующей упрощения. Однако в 13 году компании должны отчитаться именно по этой форме. И для налоговых органов, и для налогоплательщиков это один большой эксперимент, и от этого никуда не деться. Что ж, будем разбираться.

3. Что касается документации по контролируемым сделкам, то у каждой компании она будет уникальной, ведь ее форма не унифицирована, а требования налогового кодекса по ее составлению весьма расплывчаты. Можно ли в рамках семинара, на котором соберутся представители разных отраслей, дать какие-то конкретные, полезные для всех советы?

Безусловно, мы не говорим, что каждый слушатель уйдет с нашего семинара с готовой документацией. Но мы постараемся помочь максимально разобраться в том, чего ждут налоговые органы от нас, какой они видят документацию по контролируемым сделкам. Для этого мы покажем наглядный сравнительный анализ требований налогового кодекса и пожеланий ФНС, изложенных в ее знаменитом письме от 30 августа прошлого года. И посмотрим, где и чем налоговое ведомство действительно помогло нам своими разъяснениями, а где вышло далеко за рамки кодекса в своих притязаниях на подробную информацию о деятельности и хозяйственной жизни налогоплательщика.