В Госдуму внесен законопроект, по которому ФНС сможет «давать путевку в жизнь» всем юрлицам, а в перспективе — и ИП. Аркадий Брызгалин — о фактических последствиях действия этого закона.
Аркадий Брызгалин, к.ю.н., директор Группы компаний «Налоги и финансовое право»:
— 2 мая правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 909036-8 «О внесении изменения в Закон РФ «О налоговых органах РФ».
Может быть, от того, что майские праздники — не самый лучший период для въедливого анализа, этот проект не стал предметом для активного обсуждения в деловом и экспертном сообществе, а ведь напрасно. Дело в том, что принятие закона в редакции, представленной правительством, может существенно повлиять не только на взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами, но и в целом на условия ведения предпринимательской деятельности в стране.
О чем законопроект
Как следует из пояснительной записки, законопроект разработан в целях «уточнения» полномочий ФНС России. 11 июня проект прошел первое чтение и пока находится «без движения».
И вроде бы ничего особенного, так как в настоящее время ФНС России и без того является основным администратором государственных информационных систем, содержащих информацию о субъектах предпринимательской деятельности, а также обеспечивает существование аналитических баз данных, используемых в принятии решений различными органами власти и ведомствами.
Более того, можно сказать, что законопроект стал способом нормативного закрепления уже сложившейся практики, т.к. с 15 марта 2023 г. в рамках проведения эксперимента по апробации сервиса начал функционировать «Сервис оценки юридических лиц».
С марта 2023 г. по сентябрь 2024 г. сервисом воспользовалось более 63 тыс. юридических лиц. Результаты работы сервиса оценки юридических лиц используются предприятиями в рамках преддоговорных проверок контрагентов и при проведении закупочных процедур. В ФНС России поступают запросы о заключении соглашений, предусматривающих предоставление сведений о результатах оценки юридических лиц.
Вместе с тем не все так просто.
Опасности и риски
В первую очередь, законопроектом не определено действительное юридическое значение данной оценки. Будет ли оно иметь рекомендательное значение или обязательное?
Ведь фактически ФНС России будет определять, т.е. «давать путевку в жизнь», всем юридическим лицам, а в перспективе — и всем индивидуальным предпринимателям страны.
Что это за такое мегаведомство, от «одобрения» или «неодобрения» которого зависит будущее любого бизнеса?
Кроме того, надо понимать, что налоговое администрирование, которое является главной функцией ФНС России, и некий специфический «финансовый анализ» — разные по своему содержанию компетенции. Их совмещение может создать системный конфликт интересов и может подменить независимую оценку административным контролем.
В-третьих, непонятно: если ФНС России будет определять «добросовестность» каждого налогоплательщика страны, зачем нужны аудит и аудиторы? Фактически их деятельность обесценивается, не говоря уж о том, что множество несостыковок между результатами аудита и «оценки» от ФНС России способно расшатать любую стабильную систему отношений и нормальной конкуренции.
Далее. Уже понятно, что вновь созданные предприятия становятся фактически «выброшенными» из рынка и лишаются возможности развития, т.к. в их отношении не будет нормальных показателей работы, а значит, автоматически возникают вопросы к их деловой добропорядочности.
Кроме того, непонятны и алгоритмы «оценки», т.к., помимо финансовых показателей, оценке будет подлежать некая «нефинансовая» информация, значение которой может быть более чем сомнительной или более чем оценочной.
Представляется, что данный законопроект, возникший из благовидной идеи создания ведомственной системы выявления и проверки должной осмотрительности, при огульном распространении на весь рынок способен расшатать всю современную систему функционирования рынка. Когда ни одна сделка не сможет совершаться в стране без фактического «одобрения» со стороны ФНС России.
И это в условиях, когда законопроект предусматривает возможность некоего «обсуждения» итогов оценки, но не содержит возможности надлежащего обжалования их результатов, в т.ч. и судебного.
Именно поэтому мы считаем, что сама по себе система оценки деловой репутации контрагентов, вполне пригодная для случаев использования гособоронзаказа или бюджетного финансирования, не должна быть распространена без ограничений на сферу частного бизнеса, а сам законопроект нуждается в серьезной доработке.
________________________________________
Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года
Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru
Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru
Официальный сайт: https://cnfp.ru/
Читать наши консультации здесь
telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws
telegram-канал «Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws