среда, 24 октября 2018 г.

СКЭС Верховного Суда РФ: межрегиональная инспекция вправе налагать штраф на организации, даже не состоящие у неё на учете (дело № А40-192257/2017)


ФНС в своем информативном письме указала на возможность привлечения налоговыми инспекциями к административной ответственности организаций, не состоящих на учете. Опирается налоговая служба при этом на Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2018 по делу №  305-АД18-9558, которым установлено, в частности, следующее.
Согласно материалам дела, во время налоговой проверки организации Межрайонная инспекция выявила нарушение, за которое налогоплательщику был назначен административный штраф в соответствии с ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.
Не согласившись с инспекцией, организация обратилась в суд. Она сослалась, в числе прочего, на то, что административное правонарушение было совершено по адресу, на который не распространяются полномочия Межрайонной инспекции, проводившей проверку, вследствие
чего она не имела права рассматривать это дело и штрафовать организацию.
Суд I инстанции отказал организации в удовлетворении требований указав, что Межрайонная инспекция действовала в пределах полномочий, предусмотренных приказом Минфина РФ от 17.07.2014 № 61н и Положением о Межрайонной инспекции ФНС РФ № 49 по г. Москве, утвержденным УФНС по г. Москве 17.12.2015. Последнее вправе делегировать нижестоящей инспекции полномочия по проведению контрольных мероприятий на всей территории города Москвы. Нарушений порядка привлечения организации к административной ответственности суд первой инстанции не установил.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда I инстанции, указав, что рассматриваемое правонарушение было совершено на территории, подконтрольной иной налоговой инспекции, следовательно, у Межрайонной инспекции не было полномочий рассматривать это дело.
Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ отменила постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Она указала, что согласно вышеуказанному Положению Межрайонная инспекция, находясь в непосредственном подчинении УФНС России по г. Москве, может осуществлять на всей территории города контроль и надзор за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, а также за полнотой учета выручки. В положении об инспекции не указано, что ее полномочия распространяются только на какую-то отдельную территорию столицы. Таким образом, Межрайонная инспекция была вправе проводить проверку организации, рассматривать дело об административном правонарушении, а также составлять соответствующий протокол.
Более подробно см. здесь.