понедельник, 11 марта 2013 г.

Продолжая тему... О книге Терри Хорна и Саймона Вуттона "Супертренинг для мозга" (2011)

Недавно в блоге я разместил материал своего коллеги Владимира Лобока "Про русский язык и национальный интеллект". Пост вызвал интерес и обсуждение, в связи с чем я решил немного продолжить тему.
В последнее время направление "интеллектуальное развитие" стало очень популярным направлением и в бизнес-обучении и в литературе. Помню как я был поражен, когда в далеком 1998 году купил в С-Петербурге в каком то киоске тоненькую книжечку Тома Вуджека "Тренировка ума".
С тех пор прошло очень много лет и книжные магазины просто завалены сотнями книг о том "как стать умней". Наверное это и объяснимо, т.к. в наше напряженное время люди ищут методы оптимального мышления и сохранения умственной выносливости, рационального.
Я тоже поддался общим настроениям и недавно прочитал одну из книг, попавшуюся мне - это книга ТерриХорна Саймон Вуттона «Супертренинг для мозга» (2011).
Книга мне очень понравилась. Подобной литературы я еще не читал, поэтому очень многое было настоящим откровением. 
Соглашусь с одним парадоксальным наблюдением - люди качают мышцы, пресс, фигуру, улучшают внешний вид посредством пластических операций, но никто почему то не стремится, "накачать" мозг, хотя это та же "мышца". Конечно можно, сказать, что "умному тренировка не нужна, а дураку она не поможет", и всё-таки... Мне кажется, что в современной динамичной работе, особенно в нашей, мелочей быть не может. 
Поэтому я с удовольствием размещаю информацию об этой книге у себя в блоге и привожу несколько цитат и выдержек из нее, так сказать "для примера содержания".


1. Общие положения о мозге

 ·       Вы рождаетесь уже с тем количеством нервных клеток мозга, которое у вас будет на протяжении жизни.. Однако рост мозга все-таки продолжается, и происходит это за счет увеличения и развития связей между этими клетками… у вас будет своя уникальная конфигурация связей между нервными клетками мозга. Иными словами, конкретный опыт вашей жизни оставит на вашем мозге своей след, причем почти в
буквальном смысле (С. 8-9).
·       Чем больше мозг стимулируется.. тем активнее развиваются и укрепляются связи между клетками мозга (С. 10).
·       Мышление – это умение или навык, вернее – сочетание нескольких навыков, каждый из которых вносит свой вклад в конечный результат.. Логика лишь необходимое, но не достаточное условие для того, чтобы думать хорошо (С. 15).
·       Работы Хайера  и Миллера говорят о том, что чем лучше связаны между  собой различные области вашего мозга, тем интеллектуальнее вы будете.. В работе Хайера, использовавшей сканирование мозга, показано, как у интеллектуально развитых людей в процессе обдумывания какой-то задачи одновременно «срабатывает» и связывается между собой много различных областей мозга (С. 140-141).
·       Внутри черепа мозг имеет консистенцию недоваренного яйца. В нем нет подвижных элементов.  Он окружен бесцветной жидкостью (она именуется спинномозговой или цереброспинальной), которая постоянно циркулирует. Эта жидкость (ее еще называют ликвор) содержит главным образом соль и сахар (стр. 17).
·       Кора головного мозга разделена приблизительно на 50 различных областей (С. 18).
·       Именно количество (и качество) связей между нейронами, а не число нейронов определяет ваш умственный потенциал и показатели умственной деятельности… Развитие мозга продолжается в течение всей взрослой жизни, поэтому ранее считавшейся нормой ухудшение с возрастом показателей интеллектуального и прикладного мышления – миф (С. 23).
·       … частая тренировка отдельных и комплексных навыков прикладного мышления, даже на относительно простом уровне, может последовательно улучшать скорость и точность вашего мышления, потому что каждое повторное прохождение сигнала через нейрон увеличивает толщину его миелиновой изоляции (С. 28).
·       Старый, больной или изношенный мозг может самостоятельно измениться и «отремонтироваться» благодаря правильной диете, физическим упражнениям и тренингу мозга (С. 103).

2. «Как показали исследования…».. (интересные данные)


·       О самом, пожалуй, известном случае проявления так называемой «нейронной пластичности» сообщалось некоторое время назад в связи с лондонскими таксистами. Таксисты британской столицы прославились необходимостью строгой проверки своих «знаний», когда они вынуждены заучивать – без всяких пособий и руководств – названия и расположение всех улиц Лондона, а также систему одностороннего движения в городе. Тем самым на их рабочую память возлагается огромное бремя. Интересно, что при сканировании головного мозга таксистов эта необычно большая ежедневная нагрузка на память находит фактическое отражение в увеличении той области мозгового пространства, которая связана с памятью, – гиппокампа, или аммонова рога (С. 9).
·       Другой, более повседневный пример был продемонстрирован применительно к игре на фортепьяно, когда у лиц, которые занимались упражнениями типа гамм, уже через пять дней занятий опять-таки увеличилось мозговое пространство в зонах мозга, связанных с пальцами, по сравнению с контрольной группой тех, кто в течение экспериментальных сеансов такой же длительности должен был только пристально смотреть на инструмент. Особенно интересно, что в мозге у тех, кто просто мысленно воображал себя играющим на фортепьяно, было обнаружено такое же дополнительное развитие связей, как и у тех, кто реально касался пальцами клавиатуры! Отсюда ясно, что мысленное усилие также значимо для работы мозга. Для мозга не существует особого различия между «умственным» и «физическим» (стр. 9).
·       В 2002 году Куарц сообщил о результатах своего знаменитого обследования 4000 монахинь. Этот исследовательский проект начал в 1986 году Дэвид Сноуден шт. Кентукки (США). Он особенно интересен тем, что все монахини ведут сходный образ жизни, но некоторые из них продолжают преподавать и тем самым сохраняют умственную активность, тогда как другие этого не делают. Продолжительность жизни монахинь, которые оставались умственно активными и в пожилом возрасте, в среднем оказалась на 4 года больше… Мышление добавляет годы к вашей жизни и добавляет жизни вашим годам (С. 27-28).
·       Университет Карнеги в США сообщил о группе добровольцев – молодых мужчин со средними показателями коэффициента умственного развития и уровня памяти, которые на протяжении 3 семестров занимались тренингом мозга по одному часу в день, три дня в неделю. Один из добровольцев, который в начале эксперимента мог сохранить в своей кратковременной памяти не больше 7 цифр, к концу тренинга запоминал 79 чисел. В самом начале он, как и многие новички, прослушав одночасовую лекцию, не мог ничего вспомнить уже через 15 минут после ее окончания! После завершения тренинга этот студент вспоминал 80 % содержания часовой лекции (С. 104).
·       Анализ, проведенный Михаэлем Валензуолой и охвативший 66 тысяч человек (2006), показал, что у людей, которые поддерживали свой мозг в активном состоянии с помощью умственной работы, различных занятий в свободное время или тренинга мозга, вдвое уменьшался риск возрастного слабоумия (деменеции) или любого стойкого снижения интеллекта (С. 107).
·       Важно не то, куда вы гребете, а как! В 2006 году проведенный на сайте yougov.com обзор семейных пар, где один или оба партнера думали о разводе, причиной № 1 для неудовлетворенности существующими отношениями были – вполне предсказуемо – разногласия по поводу денег. Второй причиной, сильно опережающей даже разногласия относительно секса, детей, выпивки, поздних приходов домой, родственников со стороны партнера и т.д., было неприятие манеры сожителя говорить или спорить. Людям в большей степени не нравилось то, как спорили их партнеры, чем то, о чем они спорили. Линда Уэйт, которая с 2000 года отслеживала разрушавшиеся отношения, говорит о том, что примерно половина таких пар в конечном итоге разводится. Однако же половина пар улучшает свои отношения и описывает их как «счастливые». Вы можете научиться спорить лучше! Если вы этого не сделаете, прогноз неблагоприятный (С. 342).
·       Мужчины с нестандартной ориентацией зарабатывают на 40 % больше, чем все мужчины в среднем, а женщины-лесбиянки зарабатывают на 30 % больше, чем все женщины в среднем (Обзор денежных доходов, проведенный газетой «Гардиан» в 2000 году).
·       Дети смеются в среднем 350 раз в день (по сравнению с примерно 15 вспышками смеха в день у среднего взрослого) (С. 309).

3. «Как показали исследования.. » - конкретные рекомендации


·       Как показали исследования: прорисовка проблемы, попытка рассмотреть ее графически – дает преимущества в скорости, точности и изяществе её разрешения (С. 17).
·       Когда группе студентов, совпадающей с другими подобными группами по всем прочим показателям, предложили рисовать, набрасывать или как-то графически отображать проблемные ситуации, они смогли думать  быстрее и точнее,  а также выдавать более четкие и более изящные решения, чем те группы студентов, которым не давали указания действовать таким образом (С. 17).
·       Расслабляться полезно… люди, которых учили технике расслабления, показали на тестах уровень когнитивных возможностей и памяти на 25 % выше, чем в контрольной группе. Такой эффект обнаруживался, когда испытуемые перед выполнением интеллектуальных заданий делали упражнения для улучшения позы и осанки (С. 44).
·       Занимайтесь спортом для улучшения мышления … Аэробные упражнения усиливают интеллектуальную деятельность (С. 45)… Физические тренировки приносят пользу Вашему мозгу (С. 107)… Физические упражнения не только стимулируют приток глюкозы и кислорода к мозгу – они также провоцируют рост новых нейронов, особенно в зоне гиппокампа и вокруг него, то есть в той области мозга, которая играет ключевую роль для вашей памяти (С. 108).
·       Потираем ладони… Раз в час потрите ладонью о ладонь, причем так энергично, как это позволяют обстоятельства (С. 46).
·       Берем голову в руки… Растирание головы руками (ушей, макушки, шеи и груди) благотворно действует на мышление и интеллектуальные способности (С. 47).
·       Достаточно почаще читать вслух, писать и заниматься простейшей арифметикой, причем арифметические операции выполнять как можно быстрее. Читать вслух вы.. должны о том, что для вас ново и интересно, а писать – на нестандартные темы, предпочтительно с большим количеством черновиков, переделывая и многократным переписыванием (С. 110).
·       Счет в уме – быстрый и легкий способ сделать утреннюю зарядку для нервных клеток вашего мозга (С. 190).
·       Истина – никто не может делать две вещи сразу…. Наилучший подход для оптимальной работы – это «одно дело одновременно» (С. 173, 174).
·       Чтение менее благоприятствует развитию вашего мозга, чем говорение и слушание. Содержательные беседы о старой и новой информации требуют использовать ваш мозг более интенсивно, чем одно только чтение, и тем самым наращивают ваши общие когнитивные возможности, а также помогают вам консолидировать новую информацию у себя в памяти (С. 323).
·       Важность языка для развития интеллекта и общих когнитивных возможностей ярко демонстрирует взаимосвязь умственных способностей трехлетних детей с тем, как много их родители разговаривали с ними. Согласно Харту, 3-х летние дети с хорошим умственным развитием слышали от своих родителей в среднем на 500 слов в час больше, чем их менее продвинутые ровесники (С. 322).
·       Как это ни удивительно, но установка крайних сроков порождает отличные, по-настоящему творческие решения, особенно в последние 10 минут. Устанавливайте себе крайние сроки для каждой из четырех стадий своего творческого процесса и придерживайтесь их.
·       Вы нуждаетесь в ярком свете, чтобы включить в работу свою пинеальную (шишковидную) железу (С. 300).
·       Для мыслительной деятельности вам нужен яркий свет, предпочтительно естественный (С. 165).
·       Всегда делайте записи. Носите с собой блокнот либо записную книжку или же не стесняйтесь попросить у кого-нибудь листик бумаги, когда он вам понадобится. Фиксируйте то, что говорится  или прочитано вами. Используйте при этом разбиение на куски, состоящие на 3 элементов. Большинство людей в состоянии запомнить три новые вещи (5–2) и редко – семь новых вещей (5+2). Добавляйте к своим записям какие-нибудь примитивные рисунки или цветные пометки, если хотите потом вспомнить их, не читая (С. 124).
·       Если вы хотите написать что-то особенно творческое, то авторы «СТМ» рекомендуют принцип «ловите червячка (прежде, чем он увернется)».. Если речь идет о беллетристике, то начинайте прямо в кровати – некоторые литераторы даже не включают свет. Пишите… редактируйте и правьте до тех пор, пока можете. Перепишите все заново. Продолжайте в таком же духе на протяжении всего времени, которое вы отвели для этого, - самое большее 30 минут или час. Потом остановитесь и ступайте чистить зубы (С. 300).
·       Учите (узнавайте) новые слова. Достаньте (например, в интернете) список 100 самых распространенных случаев неправильного написания более или менее ходовых слов или подготовьте свой собственный список… Важно, чтобы они были записаны точно и правильно; при этом сам факт такого тренинга практического запоминания – даже всего лишь одного слова в день – столь же важен, как и то, что именно вы запомните. ….. Ваше вербальное мышление ограничено вашим словарным запасом, а потому стремление расширять и пополнять его – это хорошая идея. Единственное слово в день = 1000 новых слов по истечении 3 лет. Чтобы лучше понять ценность владения лишней 1000 слов, отметим, что некоторые ежедневные газеты можно успешно прочитать, обладая словарным запасов в 1000 слов! (С. 122).
·       Около  2000 года сканирование мозга у лиц, производящих вычисления, выявило активность не только в левой париетальной доле, но и в тех областях мозга, которые отвечают за визуальную, слуховую и моторную активность. Результаты сканирования помогли нам понять, почему выполнение упражнений, которые включают всего лишь декламацию простых арифметических операций, настолько эффективно для развития когнитивных возможностей вашего мозга. Такого рода «арифметическая» декламация сначала устанавливает, а затем и усиливает нейронные связи между четырьмя главными областями вашего мозга. Засвидетельствован явный эффект использования громкой декламации и устного разучивания таблица умножения при работе с маленькими детьми, причем как дома, так и в школах (С. 193).
·       Вот что действительно важно: учебная деятельность должна стимулировать несколько областей мозга одновременно, так как это способствует росту количества нейронных связей между ними, а такой рост в  свою очередь, ведет к развитию и укреплению когнитивных возможностей. Повторение и упражнения также важные факторы, т.к. они ведут к утолщению миелиновой изоляции на аксонах многочисленных нейронов, а это благоприятствует будущей скорости и точности мышления (С. 274).