План мероприятий на 2026

пятница, 5 декабря 2025 г.

ВС РФ готовит Постановление Пленума по уплате государственной пошлины

Фото: www.freepik.com
25 ноября Пленум Верховного Суда рассмотрел и отправил на доработку в редакционную комиссию проект Постановления о некоторых вопросах уплаты государственной пошлины при рассмотрении дел в судах.

В п. 1 проекта постановления указано, что госпошлина взимается с физических лиц и организаций за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, по рассмотрению поданных в суд исковых заявлений, административных исковых заявлений, иных заявлений и жалоб в порядке гражданского, арбитражного и административного судопроизводства. Последствия неуплаты госпошлины предусмотрены ГПК, АПК, КАС РФ.

Согласно п. 2 проекта размер подлежащей уплате госпошлины определяется на день обращения с заявлением в суд в том числе и тогда, когда заявление было оставлено без движения, предоставлялась отсрочка, рассрочка уплаты госпошлины. Поясняется, что, если после возбуждения производства по делу размер госпошлины изменился в сторону увеличения и истец увеличил сумму исковых требований, пошлина, подлежащая уплате в этой части, исчисляется в соответствии с размерами, действующими на день подачи заявления об увеличении исковых требований.

В п. 3 постановления будет закреплено: с учетом положений ст. 11, п. 1 ст. 333.17 НК при обращении в суд индивидуального предпринимателя, главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность и не зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, госпошлина уплачивается в размере, установленном для физических лиц.

В соответствии с п. 4 проекта постановления плательщик госпошлины обязан уплатить ее самостоятельно, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Вместе с тем исполнение обязанности по уплате государственной пошлины за обращающееся в суд лицо может быть осуществлено иным лицом. В проекте разъясняется, что должен содержать платежный документ в случае уплаты судебной пошлины иным лицом.

Из п. 5 документа следует, что иностранные граждане и лица без гражданства, а также иностранные организации и международные компании при обращении в российские суды уплачивают госпошлину в валюте РФ в порядке и размерах, которые установлены для граждан РФ и российских организаций, если иное прямо не установлено международными договорами.

В п. 6 проекта отмечается, что доказательством уплаты госпошлины является платежный документ на бумажном носителе или в электронном виде, и поясняется, что относится к числу таких платежных документов.

В п. 7 указано, что при обращении в суд с имущественным требованием указание в платежном документе суммы госпошлины с копейками без округления в большую сторону не может приравниваться к ненадлежащей уплате и повлечь требование суда к заявителю о доплате госпошлины до полного рубля либо возвращение заявления.

Согласно п. 8 в платежном документе должны быть указаны обязательные реквизиты, а также сведения, позволяющие индивидуализировать платеж и исключить возможность использования одних и тех же платежных документов при подаче разных заявлений в суд.

По п. 9 требования к содержанию платежного документа и процессуальные последствия их несоблюдения, заключающиеся в оставлении без движения и возвращении соответствующих заявлений, за подачу которых предусмотрена уплата госпошлины, распространяются, в частности, на заявления о пересмотре судебного акта по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, о правопреемстве (кроме случаев универсального правопреемства), о выдаче дубликата исполнительного листа, о восстановлении пропущенного срока предъявления исполнительного листа к исполнению, об отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения, о повороте исполнения и о разъяснении судебного акта.

В п. 10 проекта указано, что обязанность по уплате госпошлины при подаче заявления считается исполненной, если оно подано в суд в течение трех лет со дня уплаты госпошлины или со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета. Если пошлина фактически не была возвращена плательщику, она может засчитываться при подаче аналогичного или иного заявления на основании заявления о зачете при условии, что на день обращения в суд не истек трехлетний срок со дня принятия соответствующего решения суда о возврате госпошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет.

В п. 11 подробно разъясняется о том, как производится зачет госпошлины по заявлению плательщика.

В п. 12 отмечено, что заявление о возврате, зачете госпошлины подается плательщиком в том числе и в случае, когда госпошлина была уплачена за него иным лицом.

В п. 13 документа подчеркивается, что при предъявлении несколькими лицами заявления, содержащего единое требование, госпошлина уплачивается ими в равных долях в полном размере, установленном НК для соответствующего требования. При этом уплата пошлины одним или некоторыми из соистцов по делу в полном размере не может являться основанием для оставления искового заявления без движения. Поясняется, что, если заявление подано в суд совместно физическим лицом и организацией, госпошлина уплачивается ими в равных долях в размере исходя из размера пошлины, установленного для каждой категории плательщиков. Если среди обратившихся в суд лиц одно лицо или несколько лиц освобождены законом или судом от уплаты госпошлины, то размер пошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты, а оставшаяся часть суммы уплачивается лицом, не освобожденным от уплаты госпошлины.

Согласно п. 14, если заявление состоит из самостоятельных требований каждого из лиц, обращающихся в суд, то госпошлина уплачивается каждым лицом исходя из вида заявленного им требования.

В п. 15 говорится, что, если в заявлении, поданном в суд одним лицом, объединены несколько самостоятельных требований, пошлина уплачивается за каждое самостоятельное требование.

В п. 16 также разъясняется порядок уплаты госпошлины, если в заявлении, поданном в суд одним лицом, содержится несколько взаимосвязанных требований неимущественного характера, а также имущественного характера, не подлежащих оценке. В таком случае госпошлина уплачивается в размере, определяемом по каждому предъявленному требованию. Такими требованиями, например, могут быть требования о признании недействительным электронного аукциона и признании недействительным государственного контракта, заключенного по результатам аукциона, требования о расторжении договора аренды и об обязании возвратить арендованное имущество.

В п. 17 указано, что в случае выделения судьей одного или нескольких требований в отдельное производство госпошлина, уплаченная при предъявлении заявления, не пересчитывается и не возвращается. По выделенному требованию пошлина признается уплаченной и повторной уплате не подлежит.

Как отмечается в п. 18, цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска – судом. В случае определения цены иска судом размер госпошлины определяется на дату обращения в суд. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки, штрафов, пеней и процентов.

В п. 19 напоминается, что в гражданском и арбитражном судопроизводстве в случае увеличения размера исковых требований рассмотрение дела в части увеличенных исковых требований осуществляется после представления истцом доказательств уплаты госпошлины или разрешения судом вопроса об отсрочке, о рассрочке или об освобождении от уплаты пошлины, уменьшении ее размера. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК. Если же суд выходит за пределы заявленных истцом требований, то недостающая сумма госпошлины взыскивается в соответствующий бюджет.

В п. 20 обращено внимание, что госпошлина за подачу искового заявления, содержащего требование о взыскании процентов, установленных ст. 395 ГК, неустойки, определяется исходя из суммы процентов или неустойки, заявленной к взысканию на день обращения в суд.

В п. 21 предлагается закрепить, что в гражданском и арбитражном судопроизводстве госпошлина подлежит уплате по каждому заявлению о принятии мер по обеспечению иска, обеспечительных мер, в том числе по делам о банкротстве. Вместе с тем отмечается: применительно к подп. 15 п. 1 ст. 333.19 НК следует учитывать, что при подаче в суд заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску госпошлина уплате не подлежит.

В п. 22 проекта указано, что в арбитражном судопроизводстве госпошлина в размере, установленном подп. 17 п. 1 ст. 333.21 НК, также уплачивается при подаче заявления о принятии предварительных обеспечительных мер, об обеспечении исполнения судебных актов. К числу обеспечительных мер, при подаче заявления о принятии которых подлежит уплате госпошлина, относится в том числе приостановление исполнения оспариваемого в судебном порядке ненормативного правового акта, решения государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица.

В соответствии с п. 23 проекта заявление об отмене мер по обеспечению иска, обеспечительных мер, мер предварительной защиты не подлежит оплате госпошлиной, если оно подано после вступления в законную силу решения суда об отказе в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу и соответствующий судебный акт не содержит сведений об отмене указанных мер.

В заключительном п. 24 проекта постановления подчеркивается, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата госпошлины при подаче в суд общей юрисдикции, арбитражный суд, мировому судье заявления об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок, заявления о присуждении судебной неустойки, а также заявления об индексации присужденных денежных сумм.

________________________________________


Уважаемые коллеги, друзья!

Принятые совсем недавно поправки в Налоговый кодекс ясно дают понять – грядет второй этап «налоговой донастройки». Он принесёт серьёзные изменения для бизнеса любого размера. Важно подготовиться к грядущим изменениям и быть во всеоружии уже сейчас!


ГК «Налоги и финансовое право» представляет уникальную серию вебинаров, которая поможет защитить бизнес в новых условиях. Автор расскажет о последних изменениях в налоговом законодательстве, которые затронут практических всех.

В серию вошли четыре встречи on-line – 11, 18, 25 ноября и 2 декабря. Каждый вторник детально рассматривается одна тема. Аркадий Викторович подробно разберёт новые налоговые требования, обсудит с участниками реальные кейсы из судебной практики и поделится эффективными стратегиями по минимизации рисков. Автор раскроет секреты налоговой безопасности и расскажет, как сохранить стабильность бизнеса в период изменений. Особое внимание будет уделено практическим рекомендациям по защите интересов предпринимателей и адаптации к новым условиям. У вас будет возможность задать все волнующие вопросы и получить профессиональные консультации.

Бонусный вебинар 9 декабря автор посвятил налогам будущего.

Темы лекций:
11 ноября - Итоги налоговой политики 2025 года: «холодная налоговая осень - 2025» (законопроект 1026190-8), новое в налоговой политике и в налоговом законодательстве в 2025 и с 1 января 2026 года, налоговое администрирование и налоговых контроль»
18 ноября - Налоговые споры и прецеденты в судебной практике 2025 года
25 ноября - Налоги малого бизнеса в 2025-2026 гг. или особенности налоговой политики и практики в сфере МСП на современном этапе
2 декабря - «Упражняемся в прогнозах» или о том, какая налоговая политика будет в 2026 году. Самые ожидаемые события налоговой политики 2026 года. Будет ли «третий этап налоговой донастройки»? Внимательно читаем и анализируем «Основные направления налоговой политики на 2026-2028 гг.»
9 декабря БОНУС - Налоги будущего: самые смелые фантазии о том, какими будут налоги и налоговые системы ближайшего и отдаленного будущего

Приглашаем руководителей и собственников бизнеса, руководителей юридических и финансовых структур, главных бухгалтеров. Всех тех, кто напрямую связан с уплатой налогов.


Стоимость участия в полной серии: 23 000,00 руб./19 000,00 (запись) НДС включен.
Стоимость участия в одной лекции: 6 300,00 руб./5 300,00 (запись) НДС включен.

Предусмотрена система скидок!

Слушателям полной серии будет оформлена подписка на электронный журнал «Налоги и финансовое право» (3 квартал 2025 года).

Презентации и записи выступлений останутся в копилке каждого участника.

Узнать программу и зарегистрироваться на серию можно здесь.

Будем рады видеть Вас в числе участников!
________________________________________  



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва : 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws