пятница, 10 ноября 2023 г.

В ГосДуму внесены законопроекты…

…о налоговой базе по НДФЛ с доходов по вкладам

01 ноября депутаты из фракции КПРФ внесли в ГосДуму законопроект № 474834-8 «О внесении изменений в ст. 214.2 ч. II НК РФ в части уточнения налоговой базы при получении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ».

Проектом федерального закона предлагается внести в НК РФ изменения, направленные на увеличение суммы, используемой в качестве базы для расчета размера процентных доходов по вкладам (остатки на счетах) в банках, исключаемых при определении налоговой базы по НДФЛ в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ, с 1 млн. до 5 млн. руб.

Как отмечают авторы законопроекта, поскольку введение налога на доходы по вкладам свыше 1 млн. руб. в сложившейся экономической ситуации коснется многих категорий граждан, в том числе - пенсионеров и лиц предпенсионного возраста, которые пытаются получить дополнительный доход к пенсии, а также семей, для большинства из которых банковский вклад является практически единственной возможностью решения финансовых вопросов и инструментом размещения средств, увеличение суммы, используемой в качестве базы для расчета процентных доходов по вкладам с 1 млн. до 5 млн. руб., будет способствовать поддержке граждан в текущей социально-экономической ситуации, а также обеспечит более справедливое налогообложение.

…о порядке вступления в прямое владение акциями ЭЗО

02 ноября депутаты из фракций КПРФ и Единой России, а также сенаторы Клишас А.А., Владимиров Н.Н., Федоров Н.В., Шейкин А.Г. внесли в ГосДуму законопроект № 475202-8 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями».

Проектом предлагается в целях реализации корпоративных прав лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимых организаций, выделить два порядка вступления в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации:

- обязательный в отношении лиц, являющихся гражданами РФ и (или) резидентами РФ;

- необязательный в отношении иных лиц, косвенно владеющих акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации.

Законопроектом также уточняется порядок подачи заявлений, необходимых для вступления в прямое владение акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, и порядок взаимодействия экономически значимых организаций и Росфинмониторинга

Как отмечают разработчики, проектируемые изменения позволят улучшить порядок перехода акций от иностранных холдинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории недружественных стран, косвенным владельцам акций и защитить интересы экономически значимых организаций в условиях санкционного давления.

…об административной ответственности за нарушение закона об ЭЗО

02 ноября депутаты из фракций КПРФ и Единой России, а также сенаторы Клишас А.А., Владимиров Н.Н., Федоров Н.В., Шейкин А.Г. внесли в ГосДуму законопроект № 475201-8, предусматривающий введение административной ответственности за нарушение требований законодательства РФ, устанавливающих особенности регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями (ЭЗО).

Как отмечают разработчики, необходимость введения административной ответственности за нарушение отдельных требований в сфере корпоративных отношений в ЭЗО обусловлена санкционным давлением на особо крупные экономически значимые компании - в частности, к ним относятся организации, находящиеся во владении иностранными холдинговыми компаниями, с численностью сотрудников более 4 тыс. человек, общегодовой выручкой более 75 млрд. руб., системно значимые кредитные организация и другие.

В этой связи в целях обеспечения исполнения требований законодательства об экономически значимых организациях на практике законопроектом предлагается установить ответственность за:

- неисполнение лицами, косвенно владеющими акциями (долями в уставном капитале) экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании, и являющимися гражданами РФ и (или) резидентами РФ, обязанности по направлению заявления, содержащего информацию, необходимую для вступления в прямое владение такими акциям, после направления предписания Росфинмониторинга;

- неисполнение или несвоевременное исполнение органами управления экономически значимой организации обязанностей, которые возложены на них Федеральным законом «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями».

Законопроектом предусматривается, что рассматривать указанные административные дела будут должностные лица Росфинмониторинга с учетом обязанностей по взаимодействию с ЭЗО, возлагаемых на них сопутствующим законопроектом.

Отмечается, что проектируемые изменения позволят улучшить порядок перехода акций от иностранных холдинговых компаний, осуществляющих деятельность на территории недружественных стран, косвенным владельцам акций и защитить интересы экономически значимых организаций в условиях возрастающего санкционного давления.

Также с учетом установленных законодательством требований об обязательной продаже некоторыми экспортерами части валютной выручки законопроектом предусматривается установление ответственности за невыполнение указанной обязанности, что, по мнению разработчиков, является необходимым административным обеспечением соблюдения указанных валютных требований на практике.

…о льготе по транспортному налогу для ответственных водителей

02 ноября депутаты из фракции «Новые люди» внесли в ГосДуму законопроект № 475512-8 «О внесении изменений в ст. 361.1 ч. II НК РФ».

Законопроектом предлагается внести в ст. 361.1 НК РФ изменения, предусматривающие предоставление налогоплательщикам льготы по уплате транспортного налога в размере половины суммы указанного налога в отношении каждого транспортного средства, если в течение календарного года они не привлекались к административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения.

Авторы отмечают, что законопроект направлен на достижение целевых показателей Стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 2018 - 2024 гг. в части стремления к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 г., а также в части изменения поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения.

Так, введение меры по снижению налоговой нагрузки на граждан в виде уплаты транспортного налога в половине его размера при отсутствии правонарушений в области ПДД за календарный год будет мотивировать водителей быть более ответственными и осторожными на дорогах. Водители будут осознавать, что нарушения ПДД не только создают опасность для их жизни и здоровья, но также имеют практическое воздействие на их финансовое состояние.

Правительство законопроект не поддержало, отметив, что:

- законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и его целью не является стимулирование собственников транспортных средств на соблюдение правил дорожного движения;

- Конституцией РФ наряду с правами человека закрепляются обязанности, предусматривающие соблюдение законов. В частности, ст. 24 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного закона. В связи с чем возможность получения налоговых льгот не может быть увязана с требованием правомерного поведения участников дорожного движения, предусмотренного указанным законом.

…об отмене НДС на реализацию продуктов с истекающим сроком годности

02 ноября депутаты из фракции ЛДПР внесли в ГосДуму законопроект № 475659-8, предусматривающий исключение из списка объектов налогообложения НДС безвозмездной передачи пищевых продуктов с истекающим сроком годности.

Авторы законопроекта отмечают, что на этапе розничной торговли и потребления, ежегодные потери продуктов питания в РФ составляют около пятой часть объема их производства. Это явление вызвано разновекторными факторами, от природноклиматического и погодного, до человеческого, выражающегося в низкой квалификации персонала и нарушениях условий хранения ввиду пренебрежения ознакомлением с нормативными правилами и регламентами. Регулярно предпринимаются попытки решения нарастающей проблемы, и предлагаются возможные пути минимизации перерабатываемой продукции, как путем контроля условий хранения и транспортировки, так и альтернативными вариантами адресного распределения продуктов с истекающим сроком годности.

Законопроект направлен на исключение из списка объектов налогообложения пищевых продуктов с истекающим сроком годности, что позволит освободить их от уплаты НДС в случае их безвозмездной передачи третьим лицам. Таким образом, будет одновременно решена проблема последующей переработки указанной категории товаров и их нехватки у отдельных социальных групп.

Механизм будет зациклен не на необходимость реализации товара даже с учетом истекшего срока годности, чтобы продавцам не пришлось нести убытки, а на совершенствование системы отслеживания истечения этого срока с последующей передачей пищевых продуктов на безвозмездной основе с истекающим сроком годности - продуктов в натуральном или переработанном виде, употребляемых в пищу, а также бутилированной питьевой воды, за исключением продуктов детского, диетического питания и алкогольной продукции. По мнению разработчиков, предлагаемые меры благоприятно повлияют на ряд социальных и экономических аспектов.

Правительство законопроект не поддержало, отметив следующее:

- исходя из положений п. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», продажа товара по истечении установленного срока годности запрещается;

- решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №880 утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011), в п. 4 ст. 5 которого закреплено, что пищевая продукция, не соответствующая требованиям указанного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза;

- поэтому в целях соблюдения законодательства РФ в области защиты прав потребителей, а также требований технических регламентов ЕАЭС дополнительной оценки требуют риски, связанные с передачей гражданам товаров, не соответствующих установленным обязательным требованиям качества и безопасности, которые способны принести серьезный вред здоровью человека;

- кроме того, предлагаемые автором законопроекта вопросы, не относятся к предмету регулирования законодательства о налогах и сборах и подлежат решению в рамках профильного законодательства.

…о налогообложении закрытых ПИФов

03 ноября сенаторы Журавлев Н.А., Артамонов А.Д., Епишин А.Н., Ульбашев М.М., Шендерюк-Жидков А.В. внесли в ГосДуму законопроект № 477045-8 «О внесении изменений в ч. II НК РФ».

Как отмечают авторы, УК ПИФ, в состав которых входят активы, фактическая возможность распоряжаться которыми ограничена вследствие введения санкций в отношении РФ, российских юридических и физических лиц (далее - заблокированный ПИФ, заблокированные активы), в срок до 01.09.2023 обязаны/вправе (в зависимости от доли заблокированных активов в составе ПИФ) принять решение о выделении заблокированных активов в дополнительно формируемый закрытый ПИФ (далее - дополнительный ПИФ) или об изменении типа заблокированного ПИФ на закрытый ПИФ.

Законопроект разработан в целях урегулирования налоговых последствий реализации вышеназванных решений УК и направлен, в первую очередь, на защиту прав инвесторов, чье налоговое бремя может увеличиться по независящим от их воли обстоятельствам. Так, например, исходя из действующих положений НК РФ, выделение заблокированных активов в дополнительный ПИФ и, соответственно, получение пайщиками инвестиционных паев такого ПИФ будут рассматриваться как получение налогооблагаемого дохода. Кроме того, изменение типа ПИФ на закрытый может повлечь утрату пайщиками прав на получение налоговых льгот, предусмотренных для обращающихся ценных бумаг и, в том числе, инвестиционных паев ПИФ.

С учетом изложенного законопроектом предлагается внести в НК РФ изменения, предусматривающие, в частности, следующее:

1) исключение возникновения налогооблагаемого дохода при выделении заблокированных активов в дополнительный ПИФ;

2) порядок распределения расходов налогоплательщиков на приобретение инвестиционных паев заблокированного ПИФ между паями дополнительного ПИФ и паями ПИФ, оставшегося после выделения заблокированных активов;

3) предоставление пайщикам, получившим паи дополнительного ПИФ, или владеющим паями ПИФ, тип которого изменен на закрытый, права переносить убытки от реализации (погашения) таких паев на будущее, а также возможности воспользоваться правом на получение инвестиционного налогового вычета на долгосрочное владение ценными бумагами, предусмотренного подп. 1 п. 1 ст. 219.1 НК РФ, если инвестиционные паи заблокированного ПИФ признавались для целей налогообложения обращающимися ценными бумагами.

Разработчики отмечают, что реализация положений законопроекта позволит защитить права и законные интересы более 3 млн. пайщиков, владеющих инвестиционными паями заблокированных ПИФ, и при этом не окажет негативного влияния на бюджеты бюджетной системы РФ.

Правительство законопроект поддержало, указав на необходимость доработки его отдельных положений.

…о приостановлении действия СИДН

03 ноября Правительство внесло в ГосДуму законопроект № 477168-8 «О приостановлении РФ действия отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения».

На момент подготовки бюллетеня сам текст законопроекта в Системе обеспечения законодательной деятельности еще не появился, однако, как ранее сообщал сенатор Шендерюк-Жидков А.В., «законопроект является продолжением указа Президента и, по сути дела, закрепляет приостановку соглашений со странами, которые ранее уже были приостановлены указом Президента РФ», а также «является ответом на действия со стороны недружественных нам стран» (цитата по РИА.Новости).

По информации издания, «документ приостанавливает действие основных пунктов налоговых соглашений с 38 странами, помимо США это: Польша, Южная Корея, Болгария, Швеция, Люксембург, Румыния, Великобритания, Венгрия, Ирландия, Словакия, Албания, Бельгия, Словения, Хорватия, Канада, Черногория, Швейцария, Чехия, Дания, Норвегия, Италия, Финляндия, Германия, Франция, Македония, Кипр, Испания, Литва, Исландия, Австрия, Португалия, Греция, Новая Зеландия, Австралия, Сингапур, Мальта и Япония».

________________________________________
 



Правовая защита бизнеса от налоговых и иных правовых рисков с 1993 года


Екатеринбург: 620075, Екатеринбург, ул. Луначарского, д.77, офисное здание, 4 этаж.
Телефоны/Факс: +7(343) 350-12-12, 350-15-90 (офис Екатеринбург)
E-mail: cnfp@cnfp.ru

Москва: 129626, Москва, пр. Мира, дом 102 (офисный комплекс «Парк Мира»), корпус 1, этаж 3, офисы 3010 (офис), 3009 (конференц-зал)
Телефон/факс: +7(495)-788-39-51 (офис Москва). E-mail: msk@cnfp.ru

Официальный сайт: https://cnfp.ru/

Видео консультации здесь
Читать наши консультации здесь

telegram-канал «О налогах и о жизни» - t.me/gknfp
telegram-канал «Налоговые споры: аналитика и практика» - t.me/taxpracticechannel
telegram-канал «Малый бизнес и Налоги» - t.me/taxformal
telegram-канал «​Судебная практика одной строкой» - t.me/firstnfp
telegram-канал «​Самозанятые и налоги» - t.me/taxeslaws