Страницы

воскресенье, 31 января 2021 г.

Вдогонку…. Ещё 3 важных налоговых события ушедшего 2020 года (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Коллапс  системы управления налогами весной 2020 года

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ  

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15% 

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

 Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми офшорными территориями

Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Эпизод 9.  Отказ властей от продления ЕНВД (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики) 

Эпизод 10. Новые размеры недоимки для целей уголовного преследования за налоговые преступления

Вроде бы всё написал... 

Но не могу удержаться и отмечу еще одну «тройку лидеров», которые может по своему значению и менее масштабны, чем вышепредставленные налоговые события, однако умолчать о них нельзя.

 1.       Введение новых инвестиционных льгот для инвесторов

Вопросы повышения инвестиционной активности в России уже почти 10 лет являются самыми обсуждаемыми как у экономистов, так и у политиков. В 2019 году по инициативе Правительства даже был разработан «пакет инвестиционных законов», который по замыслу властей должен  был оживить инвестиционный климат.

И вот, 1 апреля Президент РФ Путин В.В. подписал Федеральный закон № 70-ФЗ «О внесении изменения в ст. 5 части I НК РФ». Это знаменитый законопроект № 828239-7, который был внесен в ГосДуму 2 ноября 2019 года. 

Цель поправок - обеспечить неизменность законодательства о налогах и сборах для участников соглашений о защите и поощрении капиталовложений. В законе закреплены особенности неприменения к таким лицам новых налоговых актов, вступающих в силу после включения лица в реестр участников соглашений. Исключение - акты, вводящие налоговые льготы.

В  соответствии с поправками в ст.5 НК РФ в отношении налогоплательщиков, являющихся стороной соответствующего соглашения о защите и поощрении капиталовложений, заключенного с субъектом РФ, не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и (или) сроков уплаты по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

Эпизод № 10. Новые размеры недоимки для целей уголовного преследования за налоговые преступления (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Коллапс  системы управления налогами весной 2020 года

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ  

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15% 

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

 Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми офшорными территориями

Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Эпизод 9.  Отказ властей от продления ЕНВД (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики) 

В 2016 году в России были установлены новые размеры недоимки для определения "уголовно-правовой" недоимки, т.е. недоимки, которая позволяла бы применять против налогоНЕплательщика меры уголовно-правового преследования. Те размеры недоимки продержались почти 4 года.

1 апреля Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный закон № 73-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.281 УПК РФ», в котором были изменен подход законодателя к определению квалифицирующих признаков деяний, способных повлечь уголовную ответственность за налоговые деликты. Поправки были внесены в примечания ст.ст. 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ.

Если ранее, наряду с фиксированными суммами недоимки должна была учитываться еще и доля неуплаченных/уплаченных налогов, то сейчас в УК РФ исключены положения, ставящие размер "неуплаты" в зависимость от доли недоимки в общей сумме исчисленных и уплаченных налогов. После того, как поправки из Федерального закона № 73-ФЗ вступили в силу, нижний предел крупного и особо крупного размера устанавливается только в виде фиксированных сумм, которые, как и период определения недоимки, не изменились. 

Статья УК РФ

 Размер недоимки

 

198

Крупным размером недоимки признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд два миллиона семьсот тысяч руб., а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тринадцать миллионов пятьсот тысяч руб.

199

Крупным размером недоимки признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов руб., а особо крупным размером –  сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов руб.

199.1

Крупным размером для целей ст. 199.1 УК РФ признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов руб., а особо крупным размером – сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов руб.

199.3

Крупным размером для целей ст.199.3 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд один миллион восемьсот тысяч руб., а особо крупным размером –  сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд девять миллионов руб.

199.4

Крупным размером для целей ст. 199.4 УК РФ признается сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд шесть миллионов руб., а особо крупным размером - сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд тридцать миллионов руб.

 В первую очередь, новые поправки опасны для руководителей крупного бизнеса России, так как любая «мелкая» по меркам большой организации недоимка автоматически создаёт риски уголовного преследования его руководителей.

Утверждена новая форма декларации по УСН (№ ЕД-7-3/958@)

Приказом ФНС России от 25.12.2020 № ЕД-7-3/958@ утверждена новая форма налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения (УСН), порядок ее заполнения, а также представления в электронной форме.

В новой декларации учтены изменения в гл. 26.2 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 266-ФЗ, предусматривающие переходные положения, позволяющие налогоплательщику продолжать применять УСН с расчетом налога по повышенным ставкам, если им допущено превышение установленных для применения УСН критериев.

Более подробно см. здесь

ФНС разъяснила срок подачи уведомления о переходе на УСН в связи с отменой ЕНВД (№ СД-4-3/119@)

ФНС России в Письме от 14.01.2021 № СД-4-3/119@ дала разъяснения о сроке подачи уведомления о переходе на УСН налогоплательщиками, применявшими ЕНВД.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые перестали быть плательщиками ЕНВД, вправе перейти на УСНО с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

В этом случае налогоплательщик должен уведомить налоговый орган о переходе на упрощенную систему не позднее 30 календарных дней со дня прекращения обязанности по уплате ЕНВД.

Пунктом 2 ст. 6.1 НК РФ установлено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало.

ФНС разъяснила, как получить освобождение от НДС после отмены ЕНВД (№ КВ-4-3/21922@)

ФНС России в  Письме от 30.12.2020 № КВ-4-3/21922@ разъяснила, как получить освобождение от НДС тем, кто оказался на ОСНО после отмены ЕНВД.

Если налогоплательщик, переставший применять ЕНВД, остался на ОСНО (не перешел на иной спецрежим), то у него появляется возможность получить освобождение от НДС по нормам ст. 145 НК РФ.

Подать документы на освобождение надо не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого хотят использовать освобождение. То есть, для освобождения на год с января 2021 года нужно заявить об этом в ФНС до 20-го января 2021.

К уведомлению об освобождении от НДС нужно приложить подтверждения того, что доход за предыдущие 3 месяца не превышает лимит, установленный ст. 145 НК РФ.

Более подробно см. здесь

Россия расширила список СИДН, к которым применяется MLI

Россия ужесточила условия получения налоговых льгот в соглашениях со многими популярными у  бизнеса странами: доказать право на них станет сложнее, особенно холдинговым компаниям. Новые правила предусмотрены  Международной конвенцией против злоупотреблений налоговыми соглашениями (MLI). Присоединившиеся к  Конвенции страны одновременно и  автоматически усложняют применение льгот, которые позволяют экономить на налогах или вовсе не платить их.

С учетом оговорок, сделанных Россией в соответствии со статьями 35(7)(a)(i) и 35(7)(b), MLI будет применяться для определенных налоговых соглашений с 1 января 2021 г. (как в отношении налогов у источника, так и в отношении иных налогов).

На прошлой неделе Минфин опубликовал список стран, в отношении которых Россия завершила процедуры, необходимые для начала применения MLI c 2021 года. В опубликованном Минфином списке 34 страны. В том числе  - Сингапур, Кипр, Великобритания, Нидерланды.

Более подробно см. здесь и здесь

Выданные в подотчет суммы, целевое расходование которых не подтверждено, образуют облагаемый НДФЛ доход (дело № А66-6506/2019)

К такому выводу пришел АС Северо-Западного округа в постановлении от 15.10.2020 по делу № А66-6506/2019.

По мнению общества, денежные средства, выданные организацией своему работнику под отчет, не являются доходом этого работника, который подлежит обложению НДФЛ. То обстоятельство, что работник не отчитался в установленный срок по выданным средствам, свидетельствует лишь о нарушении порядка ведения кассовых операций, но не подтверждает, что подотчетные средства стали собственностью сотрудника.

Судами установлено, что документы, подтверждающие приобретение, оплату работниками товарно-материальных ценностей на производственные нужды за счет подотчетных сумм и их оприходование, общество не представило. К авансовым отчетам не приложены командировочные удостоверения и приказы о направлении работников в командировку, а по нескольким авансовым отчетам обществом представлены одни и те же первичные документы.

Минфин: передача подарочных сертификатов облагается НДС (№ 03-07-11/114871)

В письме от 28.12.2020 № 03-07-11/114871 сообщается, что перечень операций, не признаваемых объектом налогообложения и освобождаемых от налогообложения НДС, предусмотрен п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ.

Операции по безвозмездной передаче подарочного сертификата, являющегося документом, удостоверяющим право его держателя приобрести у лица, выпустившего сертификат, товары (работы, услуги) на сумму, равную номинальной стоимости этого сертификата, в указанных перечнях не поименованы.

При этом, по мнению финансового ведомства, организации, осуществляющей безвозмездную передачу третьим лицам подарочных сертификатов, ранее приобретенных у лица, выпустившего данные сертификаты, следует исчислять НДС при такой передаче.

Выплаты по договорам услуг, которые фактически являются трудовыми, облагаются взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (№ А27-25382/2019)

Такая позиция ФСС признана правомерной АС Западно-Сибирского округа в постановлении от 08.12.2020 по делу № А27-25382/2019.

Представленные доказательства (договоры, штатное расписание, акты оказанных услуг и др.) подтверждают, что сложившиеся между обществом и физическими лицами правоотношения являются по своей правовой природе трудовыми.

Предметом договоров является выполнение определенных функций, идентичных тем, которые предусмотрены должностными инструкциями лиц, работающих по трудовым договорам. Соответственно исполнители были вовлечены в производственную деятельность и выполняли те же функции, что и работники по трудовым договорам.

Кроме того, исполнитель находится в подчинении у ответственного лица страхователя, который контролирует его работу. Конкретный результат исполнения не определен, объем работ не установлен, оказание услуг носит продолжительный, систематический характер.

Власти Москвы предложили снизить или отменить НДС для ресторанов (+ коммент от А.В.Брызгалина)

Власти Москвы выступили с инициативой снизить или полностью отменить НДС для ресторанного бизнеса, сообщил заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельным отношениям Владимир Ефимов.

Он отметил, что из-за ограничений на фоне пандемии COVID-19 столичный ресторанный бизнес переживает трудные времена.

«Так, мы обратились к федеральному правительству с предложением о снижении или полной отмене НДС для ресторанного бизнеса, что позволит существенно снизить нагрузку на предприятия и помочь им преодолеть этот сложный период», - сообщил Ефимов. 

 

Комментарий от А.В. Брызгалина: Я уже где-то комментировал в интернете это предложение в том плане, что все это только «слова, слова, слова...». Ну не верю я, что в наше время вдруг бац, и отменят НДС для ресторанов. Вообще, я как-то всегда стараюсь отличить новость-фейк от новости реальной. Для меня новость, это не то, что «типа важный чел Пузиков сказал про налоги»,  для меня «новость» это что-то конкретное и перспективное. В эту же новость я не верю от слова "совсем". Да они, в смысле "власти", ЕНВД сохранить не смогли, а тут "святая бюджетная корова" - аж НДС. 

пятница, 29 января 2021 г.

Эпизод № 9. Отказ властей от продления ЕНВД (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ  

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15% 

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

 Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми офшорными территориями

Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране 

Странно, конечно, однако в 2020 году власти оголтело ополчились на ЕНВД и, несмотря на многочисленные предложения и всевозможные ходатайства, не стали его сохранять. В связи с чем с 1 января 2021 года этот режим более на территории России не применяется.

Наша страна впервые познакомилась с «единым налогом на вмененный доход» более 20 лет назад, когда был принят Федеральный закон от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (Кстати, в этот же день, 31 июля 1998 года, Президентом РФ Б.Н. Ельциным был подписан федеральный закон о введении на территории России с 1 января 1999 года первой части НК РФ). 

Тот закон утратил силу с 1 января 2003 года (Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ), в связи с тем, что с 1 января 2003 года во второй части НК РФ появилась соответствующая глава 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности».

Но это, конечно, история....

Второе заседание Налогового Клуба в этом году

Вчера, 29 января, прошло второе в этом году заседание Налогового Клуба. "Обзор самой интересной и актуальной практики Верховного суда  РФ по налоговым спорам за 2020 год" - тема лекции генерального директора ГК "Налоги и финансовое право" Аркадия Брызгалина.
"Годовой отчет 2020: балансовый метод расчета отложенных налогов, учет ДАП, отражение государственной помощи, рекомендации Минфина РФ по проверке годовой бухгалтерской отчетности, новости, сложные вопросы, разъяснения. Учетная политика на 2021 год: реализация положений ФСБУ 5/2019" - интереснейшая лекция главного специалиста по экономическим вопросам Ольги Харалгиной.




Эпизод 8. Победное шествие самозанятых по стране (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ  

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15% 

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

 Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми офшорными территориями

2020 год начался с того, что к эксперименту по введению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», наряду с 4 регионами, присоединились еще 19 субъектов РФ (в т.ч., кстати, и Свердловская область). Однако уже тогда раздавались голоса некоторых экспертов и политиков о том, что новый налоговый режим для самозанятых надо внедрять повсеместно.

Представляется, что ситуация с короновирусом подхлестнула власти  для принятия соответствующего решения и вот уже 30 марта депутатом А.М. Макаровым и сенатором Н.А.Журавлевым в ГосДуму был внесен законопроект № 933027-7 «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход", согласно которому субъекты РФ могли вводить этот налоговый режим на своей территории с 1 июля 2020 г.

А уже 31 марта ГосДума сразу в 3х чтениях этот закон приняла, а Совет Федерации в тот же день всё одобрил. На следующий день, 1 апреля, Президент РФ подписывает Федеральный закон «О внесении изменений в ст.1 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».

Таким образом, можно с уверенность утверждать, что «эксперимент закончился» (более подробно позицию автора по этому поводу см. здесь).

Замминистра финансов «по налогам» поделился планами Минфина в отношении «нефтяных налогов»

В рамках Гайдаровского  форума, прошедшего в Москве в 14 января, информационное агентство ТАСС взяло интервью у статс-секретаря, заместителя министра финансов Алексея Сазанова, в котором обсуждались вопросы перспектив налоговой политики на 2021 год. Напомню, что Алексей Валерьевич курирует в Минфине вопросы налоговой политики, это фактический самый главный человек в Правительстве, которой предлагает и прорабатывает основные налоговые вопросы от имени Правительства.

Самые интересные положения из интервью в нашем обзоре Замглавы Минфина: сейчас нет необходимости в росте налогов для нефтяников и металлургов:

·         целью пересмотра СИДН является «справедливое налогообложение». Кроме того, Минфин ставит задачу, чтобы российские компании, располагающиеся в иностранных юрисдикциях, «переезжали» в Россию. Также Минфин готовит поправки в законодательство о специальных административных районах, о чем в скором времени будет обнародован проект закона.

·         для нефтянников и металлургов Минфин пока не намерен повышать налоговую нагрузку, т.к. ведомство считает, что отмененных налоговых льгот достаточно, а по оставшимся льготам ведется мониторинг. 

ФНС России будет выдавать электронные цифровые подписи

С июля 2021 года ФНС России начнет выпуск бесплатных электронных цифровых подписей (ЭЦП) для российских компаний, индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

«В связи с тем, что аккредитованным в настоящее время удостоверяющим центрам необходимо до 1 июля 2021 г. пройти процедуру переаккредитации, а срок действия выпущенных ими квалифицированных сертификатов электронной подписи ограничен 1 января 2022 г., ФНС России планирует наравне с указанными удостоверяющими центрами обеспечивать выпуск квалифицированной электронной подписи для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов с 1 июля 2021 года в целях обеспечения «бесшовного» перехода от коммерческой услуги по выпуску электронной подписи к соответствующей безвозмездной государственной услуге», – пояснил представитель ФНС России. 

ФНС подвела итоги отмены ЕНВД

Из 1,3 млн. предпринимателей, плативших на конец 2020 года отмененный с 1 января единый налог на вмененный доход (ЕНВД), альтернативный налоговый режим выбрали уже 96,2%.

Как сообщили в ФНС России, 57,5% из числа определившихся выбрали упрощенную систему налогообложения, 40% — патент, 2,5% — налог для самозанятых.

У примерно 60 тыс. оставшихся «молчунов» до 1 февраля еще есть время выбрать режим налогообложения:

- либо сообщить в налоговой службу о переходе на УСНО,

- либо остаться на общей системе налогообложения, что может означать для них заметное увеличение налоговой нагрузки.

ФНС разработала сервис формирования данных для оценки налоговых расходов (налоговых льгот)

ФНС России при поддержке Минфина России разработала единую электронную систему мониторинга налоговых расходов бюджетной системы РФ.

В 2021 году разработанный ФНС  программный комплекс поможет автоматически формировать данные по фискальным характеристикам налоговых расходов всех уровней бюджетов. При этом повысится качество формируемых сведений, сократятся сроки организации данных, а Минфин России и кураторы налоговых расходов будут обеспечены гибким инструментарием для формирования выборок в разрезе регионов, отраслей и отдельных организаций. Это позволит проводить оценку эффективности предоставляемых налоговых льгот и преференций, отменять неэффективные льготы и экономить бюджетные средства. Дополнительные финансы будут направлены на поддержу отдельных отраслей экономики и граждан.

ФНС приступила к разработке изменений в порядок ведения личного кабинета

На сайте проектов нормативных актов размещена информация о том, что ФНС России с 20 января приступила к разработке проекта приказа «О внесении изменений в порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденный приказом ФНС  от 22.08.2017 № ММВ-7-17/617@».

На данном этапе проводятся общественные обсуждения в отношении текста проекта нормативного правового акта и независимая антикоррупционная экспертиза.

Роспатент готовит предложения по налогового стимулированию изобретательства

Роспатент готовит предложения с новыми мерами налогового стимулирования изобретательства в России. В частности, предлагается снизить налог на прибыль для компаний, производящих продукт, по которому выдан патент. Об этом сообщил глава Роспатента Г. П. Ивлиев.

Кроме того, Роспатент предлагает освобождать компании на некоторый срок от уплаты налога на интеллектуальную собственность, прошедшую инвентаризацию

Более подробно см. здесь

Минэкономики предлагает отменить транспортный налог для экологичного транспорта

Минэкономики планирует с помощью введения льгот снизить выбросы загрязняющих веществ. Для экологичного транспорта могут отменить транспортный налог или снизить его. Экологичным будет считаться и транспорт на газомоторном топливе.

Власти отмечают, что в некоторых регионах такая система уже существует. Кроме того, Минэкономики рассматривает возможность введения субсидий для автомобилей с объемом двигателя меньше 1 л. и прорабатывает стимулы для производителей экологичных автомобилей.

Минэкономики планирует подготовить комплексный план по повышению энергоэффективности российской экономики до конца второго квартала 2021 года.

Более подробно см. здесь

Утверждена новая форма декларации по НДПИ (№ КЧ-7-3/887@)

Приказом ФНС России  от 08.12.2020 № КЧ-7-3/887@ скорректирована Форма декларации по НДПИ и порядок ее заполнения в соответствии с изменением порядка исчисления этого налога.

Так, установлены:

- ставка НДПИ 0 рублей в отношении добываемого природного газа и газового конденсата на участках, полностью расположенных севернее Северного полярного круга, в границах Архангельской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, Красноярского края, Республики Саха (Якутия). При этом он должен использоваться исключительно для производства сжиженного газа или в качестве сырья для производства товаров, являющихся продукцией нефтехимии, на новых производственных мощностях;

среда, 27 января 2021 г.

Бюллетень финансово-правовых новостей №003-2021 (20 – 26 января 2021г.)




АНОНС
О налоговых итогах 2020 года расскажет новая публикация А.В. Брызгалина

ГОРЯЧАЯ НОВОСТЬ
Счетная палата предупредила о планах внесуд/конфискации денег у неблагонадежных юр/лиц и ИП

ГОСДУМА И НАЛОГИ
ГосДума в 1м чтении приняла законопроект о снижении ставки НДПИ при добыче многокомпонентных руд

ВЕРХОВНЫЙ СУД И НАЛОГИ
20.01.2021 СКЭС ВС РФ рассмотрела дело о вычетах НДС по «однодневке»

ПЛАНЫ, ПРОЕКТЫ, СЛУХИ, МНЕНИЯ
Замминистра финансов «по налогам» поделился планами Минфина
Минфин приступил к подготовке проекта закона с масштабными поправками к НК РФ
ФНС начала контролировать цены на продукты 
ФНС России будет выдавать электронные цифровые подписи
ФНС разработала сервис формирования данных для оценки налог/расходов
ФНС разрабатывает формат электронной доверенности
ФНС приступила к разработке изменений в порядок ведения личного кабинета
Роспатент готовит предложения по налог/стимулированию изобретательства
Планируется увеличить ставки утил/сбора в отношении спец/техники 
С 1 июля 2021 года вносятся изменения в форму (формат) СЗВ-ТД
Минэкономики предлагает отменить транспортный налог для экологичного транспорта 
Утверждена новая форма декларации по НДПИ 
Правительство продлило действие пилотного проекта по tax free
Собрания акционеров предлагают разрешить проводить в онлайн-режиме

Эпизод 7. Пересмотр позиции России по условиям СИДН с некоторыми оффшорными территориями (ТОП-10/2020. Самые значимые события 2020 в сфере налогообложения и налоговой политики)

Анонс

Эпизод 1. Коллапс  системы управления налогами весной 2020 года

Эпизод 2. Изменение налоговой политики в сторону повышения налогов

Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС

Эпизод 4. Кризис применения ст.54.1 НК РФ  

Эпизод 5. Снижение страховых взносов для субъектом МСБ до 15% 

Эпизод 6. Два великолепных судебных прецедента от СКЭС ВС по поводу "однодневок"

 

В своем первом обращении к гражданам России от 24 марта в связи с началом пандемии коронавируса, Президент РФ В.В. Путин среди первоочередных мер защиты государственных интересов особо отметил: «Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом…

… Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны».

Именно эти слова стали поводом для соответствующих государственных органов (в первую очередь для Минфина и МИДа) для начала кампании по пересмотру соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных с рядом стран. 

Первыми странами в этом «печальном списке» стали Кипр и Люксембург. И вот уже буквально перед самым новым годом, 30 декабря федеральным законодателем принимаются два закона:

Федеральный закон № 486-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между РФ и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 28 июня 1993 года» (законопроект № 1074940-7);

Минфин с 19 января приступил к подготовке проекта закона с новыми масштабными поправками к НК РФ (первая и вторая части)

На сайте проектов нормативных актов размещена информация о том, что Минфин с 19 января приступил к разработке проект закона «О внесении изменений в части I и II НК РФ» (в части реализации положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики)».

Основание для разработки проекта - устранение проблемных вопросов, выявленных в результате анализа действующего законодательства РФ о налогах и сборах и его совершенствование, в частности, уточнение положений о взимании налога на прибыль организаций, НДС, НДФЛ, имущественных налогов, налогообложения подакцизных товаров и специальных налоговых режимов. 

И это при условии, что только недавно,  23 ноября 2020 года был принят Федеральный закон № 374-ФЗ, который по объему занимал аж ... 94 страницы.

 Так что, дорогие налогоплательщики, встречаем!


FeedbackЗадать вопрос или написать автору

ФНС начала контролировать цены на продукты (+ коммент от А.В. Брызгалина "Возвращаясь к напечатанному")

Как сообщает газета «КоммерсантЪ», со ссылкой на свой источник в крупной пищевой компании, сотрудники ФНС России начали запрашивать у производителей поквартальный прогноз изменения цен на значимые продукты. Источник также сообщает, что ранее налоговые органы с подобными вопросами не обращались, отметил он.

В списке значимых товаров — мясо, рыба, молочные продукты, сахар, соль, чай, хлеб, крупы, овощи и др. Обращаться за информацией налоговые службы могут как к поставщикам, так и в торговые сети. Участники рынка отметили, что предсказать динамику сложно. Также их беспокоит риск утечки данных, представляющих коммерческую тайну.

Более подробно см. здесь

Комментарий от А.В. Брызгалина "Возвращаясь к напечатанному"

Только на прошлой неделе я разместил у себя в блоге пост по налоговым итогам 2020 года, в котором написал о том, что одним из самых значимых событий ушедшего года стало беспрецедентное укрепление позиции ФНС (см. «Эпизод 3. Год величия и триумфа ФНС»). После публикации прошло несколько дней, а сегодняшние новости только подтверждают сделанный мной вывод. 

20.01.2021 СКЭС ВС РФ рассмотрела в пользу налогового органа дело о вычетах НДС по «однодневке» (дело № А76-2493/2017) (+ коммент от А.В. Брызгалина)

20 января СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу правомерности предъявления вычетов по НДС при создании искусственного документооборота (дело № А76-2493/2017). Постановление суда кассационной инстанции отменено; оставлено в силе решение суда первой инстанции.

Фабула дела: в ходе налоговой проверки налоговым органом установлено неправомерное применение обществом налоговых вычетов по НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным у «номинальных» и подконтрольных по отношению к налогоплательщику контрагентов.

Полагая, что решение по результатам ВНП вынесено необоснованно, налогоплательщик обжаловал его в УФНС, а затем в арбитражный суд.

Суды первой и апелляционной инстанций оставили требования Общества без удовлетворения. Суды исходили из того, что налоговым органом установлено создание Обществом и взаимозависимыми с ним лицами (контрагентами «первого звена») схемы, при которой часть денежных средств, перечисленных заявителем в счет оплаты товаров (услуг), направлялась реальным поставщикам (исполнителям), а часть перечислялась на расчетные счета организаций, обладающих признаками анонимных структур, и впоследствии перечислялась на расчетные счета подконтрольных обществу организаций, также не осуществляющих реальную хозяйственную деятельность, затем возвращаясь  налогоплательщику под видом займов. 

Счетная палата возражает против планов законодателя о внесудебной конфискации денег у неблагонадежных юрлиц и ИП по законопроекту № 1064272-7

27 ноября прошлого года в ГосДуму поступил казалось бы не особо сенсационный законопроект № 10642720-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части организации работы по оценке риска вовлеченности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в проведение подозрительных операций и использованию этой информации (в части создания на базе Банка России централизованного информационного сервиса «Платформа знай своего клиента»).

Авторами проекта стали депутаты ГосДумы А.Г.Аксаков, И.Б.Дивинский, М.Л.Шаккум, А.А.Гетта, А.Н.Изотов, И.Ю.Моляков, а также члены Совета Федерации Н.А.Журавлев, М.М.Ульбашев, А.Д.Артамонов.

Цель законопроекта, как указано в пояснительной записке, «оптимизация подходов к применению кредитными организациями мер, направленных на противодействие отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также в целях защиты интересов добросовестных клиентов кредитных организаций».

С одной стороны вроде бы всё понятно, власти под предлогом наведения порядка в финансовой сфере ужесточают банковский контроль за клиентами и за их операциями.

Однако мало кто обратил внимание на одно очень интересное положение проекта (о котором, кстати, в пояснительной записке, ни слова).

Законопроектом предусмотрено фактически внесудебное изъятие денежных средств со счетов юридических лиц и ИП заложено если таковые признаны «неблагонадежными». На это обратила внимание Счетная палата в своем Отзыве.

Аркадий Брызгалин: "ОЭЗ, конечно, можно использовать для решения каких-то краткосрочных, тактических задач, но в глобальном масштабе страны этот метод не работает"

На базе КрАЗа создается новая Особая экономическая зона (ОЭЗ) «Красноярская технологическая долина». Двумя ее основными составляющими являются переработка алюминия и машиностроение. Экономические перспективы очевидны, но вряд ли этот проект сделает жизнь простых горожан более комфортной.

- Очень скептически отношусь ко всяческим «экономическим зонам». Это попытка решить проблемы экономики чисто по-бюрократически: давайте создадим зону и в ней дадим налоговые льготы. Вообще-то, налоговые льготы есть не только в зонах. Но что толку? У нас есть и СЭЗ, и САР, и ТОСЭР, и разные технопарки и индустриальные парки. Но реально работают из них только единицы. И то по каким-то случайным обстоятельствам. Войну выигрывает не спецназ, войну выигрывает пехота, поэтому, когда все субъекты экономической деятельности России будут чувствовать себя комфортно и безопасно, когда налоги для всех будут подъемными и нормальными, вот тогда можно будет говорить о том, что экономика страны будет развиваться. А пока же эксперименты, как правило, заканчиваются только государственными вливаниями без реальной отдачи. ОЭЗ, конечно, можно использовать для решения каких-то краткосрочных, тактических задач. Например, на небольшой территории или для привлечения одного-двух больших инвесторов. Но в глобальном масштабе страны этот метод не работает», - заявил в разговоре с «Веком» эксперт, руководитель екатеринбургской группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.

Читать статью полностью.
FeedbackЗадать вопрос или написать автору 

"COVID-19 стал катализатором изменений в налоговой системе" - интервью Аркадия Брызгалина для журнала "Эксперт-Урал"

Государство отказалось от политики мягких налогов для граждан, начало переходить к увеличению налоговой нагрузки на бизнес, взяло  курс на пересмотр подходов к международному налогообложению,  а ФНС окончательно закрепила статус самого мощного ведомства. Таковы, по мнению генерального директора группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадия Брызгалина, итоги года для налоговой системы.

Корректировки в налоговой системе России происходят постоянно, однако 2020 год оказался особенным. Об этом говорят результаты обзора «Топ-10» , подготовленного группой компаний «Налоги и финансовое право». Генеральный директор группы Аркадий Брызгалин из общего количества многочисленных поправок, новостей и событий выделяет те, что определят будущее налоговой системы страны в долгосрочной перспективе.

Налоговый кодекс эпохи коронавируса

— Аркадий Викторович, одними из первых инструментов поддержки бизнеса весной прошлого года стали отсрочки и моратории по налогам. Оставим в стороне вопрос экономической эффективности антикризисных мер. Как вы оцениваете эти решения в рамках правовой конструкции налоговой системы?

— На моей памяти это первый и, надеюсь, единственный случай, когда законодатель добровольно передал законотворческие функции органу исполнительной власти: федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ в одночасье правительство из «главного исполнителя», стало «главным законодателем», причем не только в налоговой сфере. Наверное, на тот момент решение властей было оправдано, так как никто не понимал, что происходит и что делать, поэтому к резким, даже не совсем адекватным решениям властей можно отнестись с пониманием. Кстати, этот закон был подготовлен и принят Госдумой буквально за три дня. В соответствии с ним правительству делегировались полномочия по оперативному регулированию отношений в сфере налогового контроля, сроков уплаты федеральных и региональных налогов, сдачи налоговой отчетности, взыскания налогов и выставлению требований, отсрочек и рассрочек, применения способов обеспечения обязательств, применения мер налоговой ответственности. Уже на следующий день после подписания этого закона президентом правительство приняло постановление № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики», в котором были перечислены первоочередные меры по изменению налоговой политики государства. Фактически это постановление стало «временным налоговым кодексом эпохи коронавируса».

Вообще время с марта по май 2020 года стало очень интересным для современного юриста: в этот период правовое регулирование осуществлялось в большинстве своем не нормативными актами, а телевизионными обращениями президента РФ, а толковались его указы и речи устами президентского пресс-секретаря. Сложилась интересная практика в регионах. Например, в Свердловской области главным источником информации стал instagram губернатора, в котором он размещал свои указы, пояснения, размышления и ответы на вопросы жителей региона. В одночасье на юристов свалилось множество новых терминов и понятий, «удаленная работа», «самоизоляция», «нерабочие дни с сохранением заработной платы». Таковы были реалии, и к ним приходилось приспосабливаться.

Кроме базового антиковидного федерального закона № 102-ФЗ, законодатель стал принимать поправки в НК РФ в качестве реакции на новые вызовы и проблемы. Не буду сейчас перечислять все решения и акты властей, отражающие их метания и поиски, однако в скором времени стало понятно, что ничего страшного не происходит. Во всяком случае уже 5 мая, в период, когда вся страна оставалась на самоизоляции, министр финансов Антон Силуанов заявил в интервью газете «Ведомости» о том, что «кардинально менять налоги не планируется».

16.12.2020 СКЭС ВС РФ рассмотрела дело о вычете из таможенной стоимости товара расходов на перевозку (дело № А41-81490/2019)

16 декабря СКЭС ВС РФ рассмотрела дело по вопросу вычета из таможенной стоимости товара расходов на его перевозку по территории Таможенного Союза. Судебная коллегия отменила постановления судов апелляционной и кассационной инстанции и оставила в силе решение суда I инстанции (дело № А41-81409/2019).

Фабула дела: Общество ввезло на таможенную территорию Таможенного союза на условиях поставки товар по коммерческим инвойсам, коносаменту, транспортной накладной.

Являясь таможенным представителем покупателя в рамках договора об оказании услуг, общество подало таможенную декларацию на Тверской таможенный Тверской Таможни на данный товар. Таможенная стоимость товаров, задекларированных в ДТ, определена и заявлена обществом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) и принята таможенным органом.

Заявление о налоговой льготе по транспортному и земельному налогу необходимо подать в 1 кв. 2021

ФНС России направила разъяснения по срокам представления налогоплательщиками-организациями заявлений на предоставление налоговых льгот по транспортному и земельному налогу за 2020 год.

В связи с тем, что с 2021 года для компаний отменена необходимость представления деклараций по транспортному и земельному налогам (Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ), для обеспечения полноты уплаты налогов ФНС России направляет сообщения об исчисленных суммах этих налогов.

Обновлена форма декларации по налогу на имущество организаций (№КЧ-7-21/889@)

Приказом ФНС России от 09.12.2020 № КЧ-7-21/889@ обновлены форма и формат представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций в электронной форме.

В отчетности появился раздел 4, в котором отражается отличная от нуля среднегодовая стоимость объектов движимого имущества, учитываемых на балансе организации либо обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.

Уточнен также порядок применения кодов «2010501» и «2010505». Данные коды предназначены для субъектов МСП из пострадавших отраслей экономики, для которых предусмотрены отличные от общеустановленных сроки и правила уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2020 года.

Не облагаются страховыми взносами дотации на питание (дело № А33-4184/2020)

Такой подход страхователя признан правомерным АС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 09.12.2020 по делу № А33-4184/2020.

По мнению налогового органа, дотации на питание работников относятся к иным вознаграждениям и  подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов.

Установлено, что общество производило дотации на питание работников за счет собственных средств и в силу условий коллективного договора. Норма дотации на питание составляет 100 рублей за каждую отработанную смену; дотации на питание предоставляются только в дни фактической занятости работника.

Судом указано, что указанные выплаты не являются оплатой труда, не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы. Поскольку выплаты имеют социальный характер, в силу ст. 420 НК РФ они не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.

Дополнительные части к оборудованию стоимостью свыше 100 тыс. рублей со сроком использования свыше 12 месяцев признаются амортизируемым имуществом (дело № А49-11902/2019)

К такому выводу пришел АС Поволжского округа в Постановлении от 10.12.2020 по делу № А49-11902/2019.

По мнению ИФНС, налогоплательщик неправомерно включил в расходы стоимость приобретенного имущества единовременно, а не посредством начисления амортизации.

Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, налогоплательщиком были приобретены дополнительные части для используемого оборудования, стоимость которых превышала 100 000 рублей. Также было установлено, что срок полезного использования превышает 12 месяцев.

Суд пришел к выводу, что в данном случае спорные части являются амортизируемым имуществом, и единовременное признание расходов на их приобретение неправомерно.