Страницы

воскресенье, 26 сентября 2010 г.

Выпуск 4. Читаем № 229-ФЗ "Точечные поправки по налоговым агентам и полномочиям налоговых органов"

(продолжение, начало см. Выпуск 1, Выпуск 2, Выпуск 3)

 
П. 7. ст. 23 изложен в новой редакции

Пункт 7 ст. 23 в редакции, действующей до 02 сентября 2010 года, являлся сугубо отсылочной нормой и гласил о том, что сведения о фактах хозяйственной деятельности, о которых налогоплательщик обязан сообщать в налоговый орган передаются по формам, утвержден-ным ФНС РФ (Приказ ФНС РФ от 17.01.2007 № № ММ-3-09/11@ (утратил силу), Приказ ФНС РФ от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@).
В современной же  редакции п. 7 ст. 23, вступившей в силу с 02 сентября установлено, что налогоплательщик имеет множество способов для передачи соответствующих сведений в налоговый орган.


Во-первых, необходимо отметить, что право выбора соответствующего способа передачи сведений принадлежит налогоплательщику. Во-вторых, налогоплательщик вправе сообщить в налоговый орган о соответствующем факте своей деятельности:
на бумажном носителе;
в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если выбран способ передачи сообщения на «бумажном носителе», то налогоплательщик вправе передать соответствующие сведения лично, через представителя или по почте заказным письмом. При этом форма сообщений, представляемых на бумажном носителе, определяется ФНС РФ. Напомним, что в настоящее время эти формы установлены Приказом ФНС РФ от 21.04.2009 № ММ-7-6/252@).
Если же налогоплательщик выбирает способ передачи сообщения в электронном виде, то такое сообщение должно быть заверено электронной цифровой подписью соответствующего должностного лица (его представителя). А, кроме того, отметим, что форматы сообщений представляемые в электронном виде, должны быть утверждены ФНС РФ. Порядок передачи по телекоммуникационным каналам связи также должен быть утвержден ФНС РФ.

Ст. 24 НК РФ дополнена п. 3.1 о том, что налоговые агенты несут также другие обязанности, предусмотренные Кодексом.

Данная поправка закрепляет открытый характер перечня обязанностей налоговых агентов. Дело в том, что при исчислении и уплате некоторых налоговых платежей, основными участниками соответствующих налоговых отношений выступают налоговые агенты. Можно назвать в частности положения ст. 161 НК РФ по НДС, ст. 226 НК РФ по НДФЛ, ст. 310 НК РФ по налогу на прибыль организаций. В каждом конкретном случае законодательство регулирует объем прав и обязанностей налоговых агентов по каждому налоговому платежу. Для того, что бы избежать необходимости внесения всякий раз изменений и дополнений в ст. 24 НК РФ, при закреплении в части второй НК РФ новых или изменении содержания уже имеющихся обязанностей налоговых агентов, законодатель и предусмотрел норму п. 3.1. отсылочного значения.

П. 4 ст. 31 дополнен рядом новых положений

Поправка связана с внедрением электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами. Если в п. 7 ст. 23 Кодекса речь идет о том, что форматы заполнения документов в электронном виде и порядок их представления по телекоммуникационным кана-лам связи утверждаются ФНС РФ применительно к случаям, когда электронный документ исходит от налогоплательщика, то в комментируемом пункте говорится о случаях, когда такой документ исходит от налогового органа.
Закон № 229 закрепил следующие основания для передачи налоговым органом того или иного документа в электронном виде:
– акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам (подп. 11 п. 1 ст. 32 Кодекса);
– налоговое уведомление (п. 4 ст. 52 Кодекса);
– требование о перечислении налога в бюджетную систему (п. 4.2. ст. 60 Кодекса);
– требование об уплате налога (п. 6 ст. 69 Кодекса);
– свидетельство о постановке на учет и (или) уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 5.1 ст. 84 Кодекса);
– требование о предоставлении документов (п. 1 ст. 93 Кодекса);
– требование о предоставлении документов в рамках встречной проверки (п. 4 ст. 93.1 Кодекса).

Подп. 11 п. 1 ст. 32 изложен в новой редакции

Поправка, с одной стороны, связана с внедрением электронного документооборота между налогоплательщиками и налоговыми органами, а с другой – призвана более обстоятельно гарантировать право налогоплательщиков на проведение совместной с налоговым органом сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафа, а также на со-ставление и получение акта сверки.
Как уже отмечалась выше в комментарии к подп. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ, ранее ст. 32 НК РФ закрепляла обязанность налоговых органов по составлению актов сверки лишь по уплаченным налогам, сборам, пеням и штрафам. При этом обязанность по составлению акта сверки и направлению его налогоплательщику и вовсе не была установлена. Внесенная по-правка призвана устранить такое положение дел.
Из новой редакции комментируемого подпункта следует, что налоговые органы во всех случаях по заявлению налогоплательщика обязаны провести сверку расчетов по налогам (как уже уплаченным, так и задекларированным, но еще неуплаченным), оформить результаты сверки актом, а также представить указанный акт налогоплательщику. Представляется, что законодателю следовало бы установить и срок для проведения налоговыми органами данной сверки, для того чтобы избежать необоснованного затягивания ее проведения налоговыми органами.
В настоящий момент форма Акта сверки установлена Приказом ФНС РФ от 20.08.2007 № ММ-3-25/494@ «Об утверждении формы акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам».
Что касается способов направления акта сверки налоговым органом, то с внедрением системы электронного документооборота их количество возрастает до трех: непосредственное вручение, направление заказным письмом и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

П. 3 ст. 32 дополнен новыми положениями

Это только на первый взгляд кажется, что поправка в п. 3 ст. 32 НК РФ носят технический характер. Это не так – данная поправка носит принципиальный характер, и распространяет свое действие с 02 сентября 2010 года на налоговых агентов такую меру воздействия на них как передача в органы внутренних дел информации о неперечислении ими суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления по ст. 199.1 НК РФ. 

П. 1 ст. 34.2 изменен

Данная поправка изымает из перечня полномочий Министерства финансов РФ утверждение форм расчетов по налогам, форм налоговых деклараций, а также порядка их заполнения. Согласно поправ-ке, внесенной в п. 7 ст. 80 Кодекса формы и порядок заполнения форм налоговой отчетности разрабатываются и утверждаются ФНС РФ по согласованию с Министерством финансов РФ.

(продолжение следует)