Совсем недавно прочитал новую книгу Бориса Акунина "Планета Вода". Написано, как и всегда у Акунина, конечно же, залихватски. Но больно уж фантастический сюжет выбрал мэтр для создания своего нового произведения. Привыкнув читать более серьезные произведения автора, как-то странно воспринимается описание подводного царства и прочие чудеса-приключения супермена Фандорина. Хотя читается интересно...
А вообще у Акунина мне всё нравится, поэтому не могу я объективно критиковать его творчество, читаю и наслаждаюсь.
Тем более, что еще пара рассказов из книги "Парус одинокий" и "Куда ж нам плыть" написаны более удачно и не так сказочно, как "Планета Вода".
Ну и афоризмы, это обязательно и их, кстати, много.
Борис Акунин «Планета Вода» (2015)
А вообще у Акунина мне всё нравится, поэтому не могу я объективно критиковать его творчество, читаю и наслаждаюсь.
Тем более, что еще пара рассказов из книги "Парус одинокий" и "Куда ж нам плыть" написаны более удачно и не так сказочно, как "Планета Вода".
Ну и афоризмы, это обязательно и их, кстати, много.
Борис Акунин «Планета Вода» (2015)
Гений у него был своеобразный. Этот человек не мог родить ни
одной собственной идеи, но блестяще реализовывал чужие. Поставят задачу –
выполнит. Не поставят – не будет знать, чем себя занять. Такие субъекты –
талантливые исполнители – всегда в огромном дефиците. На свете полно людей,
которые придумывают новое (чаще всего никому не нужную ерунду или что-то
совершенно неосуществимое), но вечно не хватает мастеров, способных превратить
теорию в нечто пригодное к употреблению (С. 17).
На Арубе, в отличие от других Карибских островов, не было
ничего. Совсем. Ни запасов сырья, ни даже нормальной зелени. Земля была почти
безводной, и повсюду росли только суровые шипастые растения, как в пустыне.
Воду доставляли с материка. Поэтому местному населению приходилось много и
тяжко работать. Ничто не доставалось даром. Здесь берегли и ценили любой кусок
металла или доску. Если строили, то добротно и основательно. Если расходовали,
то экономно. Посадят дерево в специально привезенную почву – берегут, поливают,
лечат. Из-за такого отношения к труду, ресурсам – к жизни арубцы заметно отличались от обитателей беспечных окрестных
островов. Они были зажиточнее, уравновешеннее и как-то – вот самое точное слово
– взрослее (С. 17).
Для благородного мужа унизительно вступать в любовные
отношения, не испытывая любви или хотя бы влюбленности (С. 27).
Мудрец сказал: «Благородный муж, если он не дурак, слушается
предчувствий, ибо их посылает благосклонная Высшая Сила». Впрочем, по иному
случаю, Мудрец сказал и другое: «Дурное предзнаменование для благородного мужа
не повод, чтобы сойти с дороги». У любого настоящего мудреца всегда можно отыскать изречения взаимоисключающего свойства (С. 42).
В Бога она верила, но знала твердо, что никакие дурацкие
молитвы Ему не нужны. Богу надо, чтобы ты жил изо всех сил и не куксился (С. 67).
Однако Куроскэ не признавал компромиссов в вопросах чести (С. 77).
Умный и взрослый (что, в принципе, одно и то же) человек
отличается от неумного или невзрослого тем, что ясно сознает мотивы своих
поступков. И, разумеется, предвидит их последствия (С. 78).
Во всякой охоте самое главное – терпение (С. 89).
Мужчины как яблоки – с возрастом становятся лучше. Когда
мальчишки – ужас, кислятина, невозможно есть. Молодые тоже пакость. Рот вяжет и
жесткие, зуб можно сломать. Лет с сорока начинают созревать, а в хороший
возраст входят уже в старой старости, после пятидесяти. Самый лучший мужчина –
это дедушка (С. 100).
Когда у человека мало что есть, и он это малое теряет,
оказывается, что он потерял все.
Слезы, пролитые по достойному поводу, красят мужчину.
Когда происходит трагедия, благородный муж сначала
укорачивается, а потом делается выше (С. 117).
Только одиночка и может быть настоящим воином – тем, кто не
выполняет чьи-то приказы, а руководит войной сам (С. 119).
Самые опасные на свете люди – поэты, обладающие властью над
человеческими судьбами. Правитель должен быть существом приземленным,
прагматическим и лишенным художественного воображения. Иначе – беда (С. 157).
Когда затеваешь войну с сильным противником, действуй
следующим образом, - гласила наука. – Прежде всего найди у сильного противника
точку, в которой он менее всего силен; определи точку, в которой более всего
силен ты; выбери наилучший момент для удара своей самой сильной точкой по самой
слабой точке противника; после этого будь тверд и уповай на помощь Неба (С. 168).
Плакать нельзя от стыдных вещей – боли или страха, а от
возвышенных чувств можно и должно (С. 227).
Значение имеет качество личности, абсолютная цифра, а с
каким она знаком – плюсом или минусом – несущественно. Знак можно и переменить.
Всякий большой человек – сокровище. А из хорошего врага, если склонить его на
свою строну, может получиться хороший друг (С. 195).
Жил на свете даймё (это такой японский владетельный князь),
и была у него мудрая супруга, которая очень любила мужа и считала своим долгом
оберегать его от беды. Она выбрала самого верного из самураев и велела ему
всегда находиться при князе, стать его тенью. Самурай был сильным и ловким, он
умел не спать ночью, и никогда не утрачивал бдительности. Он всегда держался на
шаг позади даймё, как самая настоящая тень. Но княгине этого было мало. Каждое
утро она брала у самурая меч и натирала волшебным зельем, чтобы клинок стал
неотразимым. Так они и жили, князь и неразлучная с ним тень. Но в душе
человека, который становится тенью, происходят странные д-движения. Ему
начинает казаться, что он ничем не хуже того, за кем вынужден повсюду
следовать. Со временем самурай возненавидел спину, все время маячившую у него
перед глазами, и возжелал прекрасную княгиню, которая так любовно ухаживала за
его мечом. Самурай решил, что убьет князя, а его трон и его жену заберет себе.
И однажды, не совладав с искушением, он выхватил свой волшебный меч и ударил
даймё в спину…
- Убил? – ахнул Финч. Он слушал, разинув рот, из чего можно
было заключить, что сказок в детстве ему действительно никогда раньше не
рассказывали.
- Нет. Меч разлетелся на куски.
- На князе была кольчуга? Это правильно.
- Нет, кольчуги не было. Иначе самурай знал бы и нанес удар
по голове или по шее.
Финч подумал-подумал и развел
руками.
- Ну, тогда я не знаю.
- Каждое утро княгиня натирала меч раствором, который делает
сталь ломкой как картон. Мудрая женщина знала, что для монарха нет никого
опасней собственной охраны. Вот и вся с-сказка (С. 192).
«Благородный муж – это дурак, который носится со своим
благородством как с писаной торбой и поэтому всегда паршиво кончает».
Наполеон оживился. Кажется, он был не прочь
пофилософствовать.
- Настоящий джентльмен – это свободный человек. А свободный
человек – тот, у кого есть выбор. Качество жизни определяется не богатством и
не статусом, но единственно лишь палитрой выбора. Чем многообразней выбор,
который есть у человека на каждом этапе жизни, тем выше уровень его
существования. Поэтому полуголодный бродяга живет лучше, чем сытый раб – в
особенности, если раб не помышляет об освобождении. (С. 197).
Давно известная истина: на свете нет ничего хуже поражения.
Благородный муж терпит поражение, только если перестает быть
благородным мужем. (С. 199).
- Мир не должен быть единым. Он не может управляться одной
волей, из единого центра. Он живой,
понимаете? Противоречия и разнонаправленные движения, конфликты интересов
необходимы для роста и развития. Вы в своем океаническом б-бонапартизме ничем
не отличаетесь от коммунистов, которые тоже хотят всем управлять и все
планировать. Ничего из этого не выйдет. Помогать всему полезному и мешать всему
опасному можно. Но все контролировать нельзя. Разве что при помощи тотального
принуждения и страха. Однако это конструкция непрочная и недолговечная. Вы
разгромите великие державы, подчините себе правительства всего мира, а потом
будите сидеть под водой, в столице своей «планеты Вода», а планета Земля будет
вас бояться и ненавидеть. Никого нельзя облагодетельствовать насильно. Такие
дары будут восприниматься как агрессия и отторгаться. Возникнет сопротивление,
появятся смелые люди, еще предприимчивей и изобретательнее вас. Они скинут ваше
подводное иго (С. 202).
Пришлось разработать и систему радостей, ибо лишь они
накапливают в душе запас позитивной энергии (С. 218).
В затруднительной ситуации нужны две вещи: терпение и
решительность. Только требуется правильно сочетать первое со вторым (С. 221).
Падший рай превращается в ад… (С. 266).
Лучшее болеутоляющее – напряжение ума (С. 264).
Царство, утратившее гармонию, не спасти, а тот, кто
попытается это сделать, лишится гармонии сам (С. 236).
Богу всякая любовь в радость. И еще: Сердцу хорошо – значит,
не грех…(С. 250).
Один из них когда-то говорил Фандорину, что по рукопожатию
вмиг «срисовывает», с кем имеет дело: сильным человеком или слабаком, охотником
или добычей (С. 256).
Когда-то давно один старый японец произнес слова, которых
Фандорин по юности лет не понял. «Не горюй о том что не сбылось. Путь каждого
сопровождается непрожитыми жизнями и несбывшимися возможностями. Если ты сбился
с самого лучшего маршрута, каким мог пойти, ты родишься снова, и начнешь все
сначала. Так будет повторяться до тех пор, пока ты не выйдешь на единственно
правильную дорогу и не попадешь туда, куда должен попасть (С. 350).