Буквально на днях прочитал на одном дыхании новую книгу Бориса Акунина "Бох и Шельма".
Эта книга является продолжением книг исторической направленности о Древней Руси (о его первой книге из этой серии "Оненный перст", я писал год назад здесь).
Что и говорить, читаются книги Бориса Акунина очень легко. Текст складный, динамичный, без излишеств, с поучительными интонациями.
Вот люблю я Акунина! Люблю несмотря на то, что его политико-оппозиционные взгляды последнего времени у меня особой симпатии не вызывают. Вот герои его произведений все сплошь мудрые, а вот сам писатель по жизни оказался не совсем приспособленным, что ли? Как-то непонятно себя повел - из России уехал, народ обвинил в глупости, этакий он такой "непонятый гений". Такое бывает с успешными людьми, стоит им совершить что-то более менее неординарное и они вдруг начинают верить в свою исключительность, в свою непогрешимость, в то, что "они то понимают, а для других это сокрыто" и т.д. Кстати, сам же Акунин в своих книгах таких описывает, в частности в "Беллоне".
Что сказать, или переоценил писатель свои способности и возможности или ... надо произведения воспринимать в отдельности от его создателя.
Знаете, мне иногда кажется, что в случае с Акуниным прям тот редкий случай, когда персонажи мудрее автора, а может быть писатель просто ищет себя, а знаете, как говорил Гете, словами своих бессмертных героев в "Фаусте": "Кто ищет вынужден блуждать".
Ну и еще одно... В книгах Акунина просто огромная масса афоризмов и супер цитат, чем я испешу поделиться с вами, дорогие читатели. Получилось их, правда, многовато, хотел сократить, а потом рукой махнул, читайте и судите сами, что здесь мудрый афоризм, а что удачная цитата...
К старости я понял, что Бог – один, и ему все равно, как мы его
называем. Лишь бы исполняли Его закон, который тоже
один.
– В чем же состоит этот закон?
– А то ты не знаешь? Поступишь правильно – будешь награжден. Поступишь неправильно – будешь наказан.
Поразмыслив, Манул спросил:
– А как понять, что правильно и что неправильно? Ведь у нас обычаи одни, у хорезмцев
другие, у половцев третьи. Все живут по-разному. У русов вон почему-то считается, что брать больше одной жены нельзя.
– Богу все равно, что ты считаешь правильным. Но если уже решил, что это – правильное, живи по своей правде. Изменишь самому себе – изменишь и Богу.
– А если сомневаешься, что правильно и что неправильно?
Эта книга является продолжением книг исторической направленности о Древней Руси (о его первой книге из этой серии "Оненный перст", я писал год назад здесь).
Что и говорить, читаются книги Бориса Акунина очень легко. Текст складный, динамичный, без излишеств, с поучительными интонациями.
Вот люблю я Акунина! Люблю несмотря на то, что его политико-оппозиционные взгляды последнего времени у меня особой симпатии не вызывают. Вот герои его произведений все сплошь мудрые, а вот сам писатель по жизни оказался не совсем приспособленным, что ли? Как-то непонятно себя повел - из России уехал, народ обвинил в глупости, этакий он такой "непонятый гений". Такое бывает с успешными людьми, стоит им совершить что-то более менее неординарное и они вдруг начинают верить в свою исключительность, в свою непогрешимость, в то, что "они то понимают, а для других это сокрыто" и т.д. Кстати, сам же Акунин в своих книгах таких описывает, в частности в "Беллоне".
Что сказать, или переоценил писатель свои способности и возможности или ... надо произведения воспринимать в отдельности от его создателя.
Знаете, мне иногда кажется, что в случае с Акуниным прям тот редкий случай, когда персонажи мудрее автора, а может быть писатель просто ищет себя, а знаете, как говорил Гете, словами своих бессмертных героев в "Фаусте": "Кто ищет вынужден блуждать".
Ну и еще одно... В книгах Акунина просто огромная масса афоризмов и супер цитат, чем я испешу поделиться с вами, дорогие читатели. Получилось их, правда, многовато, хотел сократить, а потом рукой махнул, читайте и судите сами, что здесь мудрый афоризм, а что удачная цитата...
Борис Акунин
«Бох и Шельма» (2015)
«Как сам себя зовешь, таким и станешь, – говорил
отец. – И если проживешь честно под стать имени, то в старости
получишь самую лучшую награду – мудрость. В молодые годы ей взяться
рано, но на то есть мудрые книги. Не умствуй, а исполняй, что там написано.
В зрелости поймешь». И заставлял учить наизусть слово князя Владимира
Всеволодовича Мономаха, оставленное сыновьям: «Есть и пить без шума великого,
при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими
любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать
словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми
женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не
уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если
кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и
вечных благ насладится». (С. 79).
Как обустраивает свою жизнь обычный человек? Сначала
позаботится о себе, потом о семье и родичах, потом о родном курене и только
после этого станет глядеть, что творится окрест. Не то человек, облеченный
властью. Если он чего-то стоит, то делает наоборот: сначала приводит в порядок
жизнь подвластных ему людей и лишь затем – свою собственную. Так велит
мудрый закон Великой Ясы. (С. 90).
Победители в городах
жить не умели, а побежденному народу города ни к чему. Когда в одном месте
слишком много людей, они чувствуют свою силу и смелеют. Но и совсем без людей
тоже нельзя. Кто будет давать десятину? (С. 90).
Если в стране есть города, значит, нет хороших всадников. (С. 92).
Это не такая любовь, когда тебе просто кто-то очень
нравится, а совсем другая: любишь кого- то так сильно, что на всех остальных
любви уже не остается. (С.
93).
– В чем же состоит этот закон?
– А то ты не знаешь? Поступишь правильно – будешь награжден. Поступишь неправильно – будешь наказан.
Поразмыслив, Манул спросил:
– А как понять, что правильно и что неправильно? Ведь у нас обычаи одни, у хорезмцев
другие, у половцев третьи. Все живут по-разному. У русов вон почему-то считается, что брать больше одной жены нельзя.
– Богу все равно, что ты считаешь правильным. Но если уже решил, что это – правильное, живи по своей правде. Изменишь самому себе – изменишь и Богу.
– А если сомневаешься, что правильно и что неправильно?
– На самом деле в глубине души
ты все равно знаешь, как правильно. Просто пытаешься себя обмануть. И еще
помни вот что. Бог не мелочен и не придирчив. За малый грех и наказание
пустяковое. Выпил много вина – получи похмелье, только и всего.
Главное – не совершай предательства, этого Бог не прощает. (С. 94).
Женщина, которую ты мог взять и не взял, сначала радуется, а
потом задумывается. Почему не взял? Может она не хороша, не желанна? (С. 96).
Своя собака дороже
чужого хана. (С. 97).
Кто сделает плохое
своему – тот предатель, хуже этого нет ничего. А сделать плохое
чужому можно. То есть, если просто так или для забавы – плохо, грех. Но
если ради своих или для дела – тогда хорошо и правильно. Вот главное, что
нужно понять про жизнь: есть два закона, для своих и для чужих. Запомни это.
(С. 97).
Ох, великие времена наступили. Страшные. Великие времена
всегда страшные. (С. 105).
Когда мир обращается дикой чащей, только в дикой чаще и мир.
(С. 106).
Что нет ничего небывалого под солнцем, всё уже
случалось раньше, и ничего, живы человеки, их род не пресекается. Многие страны
и народы бывали велики, да сгинули, не Русь первая, не Русь последняя. Говорил
про Божий промысел, которого умом не постичь и перед которым можно лишь
смиренно склониться. Испытания и беды надобны для блага самих человеков. Через
сто, или двести, или тысячу лет Господь воспитает людей чистой, красивой души,
и тогда наступит на земле чистая, красивая жизнь. Дороги станут безопасны,
двери незаперты, всякий встречный будет тебе рад и никто никого даже не
подумает терзать и насильничать. А случится всё это оттого, что соберутся
правдивые летописи о прошлых ошибках, грехах и заблуждениях. О них всех
надобно знать и помнить, только этим человечество и умудрится, только этим и
спасется. «Важней летописной работы ничего на свете нет, – часто повторял отшельник. –
Внуки, правнуки будут читать, на ус мотать. И про нас, бедных, помнить.
Что мы тоже обитали на свете, управлялись как умели и не дали искре жизненной
угаснуть». (С. 107).
Всякий народ можно
приучить к порядку, если он разумен и дает людям жить. (С. 112).
Прочная власть стоит
на двух ногах: строгости и справедливости. Если одна нога короче другой, власть
хромает, может не удержаться. (С.
113).
Большинство
людей – они такие: лепятся к тому, кто знает, куда идти и что делать. Еще
батюшка про это говаривал, но Олег-Солоний зелен был, мимо ушей пропускал.
Теперь вот пригодилось. Какие бы сомнения тебя ни одолевали, ватаге этого не
показывай. Ты тверд и уверен – они за тебя горой. Чуть дрогнул –
засомневаются. А то и накинутся, растерзают. (С. 124).
Всякий бог любит
щедрые дары – не от корысти, ибо какая у бога корысть, коли он бог, а
потому что уважает щедрость. Когда родилась Цве́точка, муж подарил богу Тенгри
вещь, которой дорожил больше всего: старую шубу, последнюю память о родине.
Богам ведь дорого не то, что дорого стоит, а то, что дорого тебе – это
тоже известно (С. 128).
Хорошая жена в час
разлуки не должна огорчать мужа печальным лицом. (С. 131).
На войне убивают
неопытных и тех, кому слава дороже жизни. (С. 133).
– Все говорят,
что на свете борются две силы, но понимают их по-разному, – так начал
Бох. – Отцы церкви утверждают, что это Бог и Дьявол. Философы – что
Добро и Зло. А я смотрю на жизнь со своей купеческой точки и ясно вижу,
что силы эти зовутся Торговля и Война. Когда в мире правит Война, он
превращается в ад. Нет законов, покоя, доброты, понимания, созидания. Лишь
разрушение, разорение, глумление, страдание, голод и смерть. Если же правит
Торговля, жизнь не становится раем, но делается сносной и разумной. Пропадают
голод и нищета, расцветает строительство, люди не вгрызаются друг другу в
глотку, а предпочитают договариваться. Товары и новшества свободно перемещаются
из края в край земли. Всё время изобретается что-то новое. Человеки работают и
шевелят мозгами, думая, как бы добыть побольше денег. Ибо деньги, Йашка, –
производное от ума и трудолюбия. Тут чего-то одного недостаточно, нужны оба
ингредиенса. (С. 164).
Хозяин не должен
видеть, как подручный человек хлопочет и обустраивает мелочи. Будто всё своим
хотением образовывается, и дорога-матушка сама под ноги ковром стелится. (С. 170).
А
все, что неизбежно, является благом. (С. 189).
«Когда
во мне иссякнет любопытство, я пойму, что пора умирать» (Аарон Бен-Эзра).
Божий
Промысел всяко чудеснее суетного человечьего ума. (С. 196).
Город
красен не укреплениями. (С. 203).
Страх
и красота друг другу враги. (С. 206).
Честный
барыш надежней и прибыльней любого плутовства. (С. 209).
Ни
за чем не нужные товары – они самые дорогие. (226).