понедельник, 4 мая 2020 г.

Уходя на выходные... Борис Акунин "Доброключения и рассуждения Луция Катина" (2019)... И о налогах две цитаты есть...

Прочитал недавно очередную книгу Бориса Акунина из серии "История  Российского государства". Это уже шестая книга автора на эту тему.

Напомню, что свою серию Акунин начал еще в 2013 году книгой  "Огненный перст" (см. здесь). Затем была книга "Бох и Шельма" (2015) (см. здесь). В 2016 вышла книга "Вдовий плат" (здесь), а в 2017 "Седмица Трехглазова" (здесь), в 2018 - "Ореховый Будда" (здесь).

Вот и новая книга, до которой чтение дошло только сейчас. И говорю честно - не понравилась мне книга...
Еще с "Ореховым Буддой" я почувствовал что-то не ладное. Какое-то повторение, какие-то замусоленные приемчики, какая потеря блеска.
А сейчас полный литературный и творческий упадок. Не книга, а что-то среднее, как говорится, жалкое подобие того, что автора писал ранее. Вроде бы слог искрометный, но какой-то он не интересный, выдуманный, ни искры нет, не интриги.


Борис Акунин «Доброключения и рассуждения Луция Катина» (2019)

Ибо написанное слово весомее изреченного (С.34).

Может так тому и следует быть – чтобы миром правили женщины, а мужчины послушно исполняли их волю? Известно, что материнское сердце великодушнее и себяотверженнее отцовского и что женщине естественнее являть на свет человеков, нежели отправлять их в тьму. (С.34).

Не являлся ли матриархат тем самым мирным, златым веком, о котором ныне вздыхают философы и мечтатели? И нужен ли людскому роду так называемый прогресс, если платить за него надобно кровью, муками и горем? (С.35).

Иметь небольшой, но славно устроенный дом - средь сада, с хорошей библиотекой. Читать мудрое, привольно размышлять об интересном, а после написать книгу, которой еще не бывало. Это ль не счастье? (С.37).

Мудрый капитан говорил, что его стране очень повезло, когда она проиграла войну царю Петру и перестала быть великой державой. Великие державы тратят все силы и деньги не на то, что внутри страны, а на то, что снаружи: желают подобрать под себя окрестные земли.
Швеции, слава Господу, это больше не нужно. Пускай победители-русские теперь надсаживаются, содержа огромную армию и флот. (С.40).

Цивилизация должна двигаться не так, как задумал Петр Великий – сверху вниз, от государства к народу, а противоположным образом – снизу вверх. От опрятности тела и духа каждого гражданина к опрятности и пристойности его жилища, двора, улицы, города, страны. (С. 50).

Истинный философ сознает границы возможного. И коли не может поменять обстоятельства, начинает считать их нормою, к которой должно приноровиться. (С.60).

Плох правитель, который любит своих друзей больше, чем свою страну. (С.163).

Одни прекрасные принципы мало стоят, если не способны оборонить себя от варваров. Вероятно, самая трудная философская задача на свете – как защититься от Зла, не опускаясь до Зла самому. Христианская религия предлагает решение, но сама ему не следует. А я полагаю, что пока на сей вопрос не сыщется ответа, никакой рай на Земле не построится. Мы с вами будем об этом разговаривать и, может быть, найдем какой-нибудь способ. Хорошо? (С.166-167).

Катин подумал, что начальнику досадно быть глупее своих подчиненных. С другой стороны, может быть, только таких помощников и следует подбирать? (С. 151).

Парочка цитат с "налогами"

Кстати,  это уже не первый раз, когда Акунин пишет о налогах и в уста своих героев вкладывает, как я могу только догадаться, собственные представления об устройстве налогов в государстве и обществе. Первые его цитаты я помню выписывал еще в далеком 2001 году, когда читал "Пелагия и белый бульдог", где писатель очень подробно описал свои представления об идеальном налоговом государственным порядке.


"... Третья станция, «Налогообложение», касалась выплаты податей. По мысли принца, каждый крайс должен был сам определить свои нужды и в соответствии с ними назначить необходимые сборы. Ведь быть гражданином означает не только иметь права, но и нести на своих плечах общественный груз.

Центральный налог, утвержденный Гофратом и Палатой баронов, в округах не обсуждался и никакого ропота не вызвал – раньше люди платили в княжескую казну много больше. Экономия возникла из-за того, что принц взял содержание своего двора на себя, покрывая издержки доходом от собственных имений. Но повсюду нужно было прокладывать дороги и чинить мосты, строить школы и больницы, рыть колодцы, ремонтировать общественные постройки, мостить улицы – и на это без принуждения, из собственного кармана, никто тратиться не захотел. Принц ездил из одного дворянского собрания в другое, увещевал, иногда даже не мог сдержать слез. Его почтительно выслушивали, поддакивали – но в итоге всякий раз оказывалось, что никому ничего не нужно. Со школой можно повременить, за фонарями пускай ухаживают жильцы ближних домов, а старая ратуша еще хоть куда, и даже крышу на ней ремонтировать необязательно..." (С.146).



– Значит, зло устранено, а добро не опорочено! Браво, друг мой! Какой прекрасный сегодня день! – Он обнял приятеля и ликующе объявил: – У нас есть и более важная причина для радости. Вечером еще из трех крайсов сообщили, что они вводят местные налоги! В Шварцхайме решили отремонтировать обветшавший мост, в Зауэре построят школу, а в Лигнице проложат гать через болото! Мы счастливо достигли третьей почтовой станции! Давайте устроим маленькое торжество, прямо сейчас! (С.157).







 




Комментариев нет:

Отправка комментария