среда, 20 января 2016 г.

ГосДума в первом чтении приняла закон об упрощенном взыскании налогов и штрафов с физлиц

22 декабря 2015 г. ГосДума приняла в первом чтении законопроект №  887446-6 «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства РФ и отдельные федеральные законы" (проект в Думу был внесен Верховным Судом РФ).

Законопроектом вводится понятие судебного приказа. Это документ о взыскании с физлица обязательных платежей и санкций, выносимый мировым судьей единолично без судебного разбирательства и присутствия сторон.
Документы, подтверждающие факт недоимки, должны прикладываться к заявлению взыскателя.  При отсутствии таких документов (а также в случае ряда других формальных нарушений) заявление о вынесении судебного приказа будет подлежать возврату, судебный приказ выносится не будет. То же самое будет происходить, если судья выявит, что требование взыскателя не является бесспорным.
Приказ будет выноситься в течение 5 дней со дня поступления заявления.
Интересно отметить, что судебный приказ также будет являться и исполнительным документом (по аналогии с исполнительным листом), и по просьбе взыскателя суд может направить приказ приставам.
Копия вынесенного приказа направляется должнику в течение 3х дней, а должник в течение 15 дней со дня направления ему этой копии имеет право представить свои возражения. Если они поступили, судебный приказ отменяется. В этом случае взыскатель может обратиться в суд в порядке административного судопроизводства.
Таким образом, с момента принятия законопроект и вступления его в силу, налоговые органы получат право в упрощенном порядке в течение 23 дней взыскивать налоговые долги с физлиц-налогоплательщиков.
В настоящее время это возможно только путем рассмотрения дела в суде общей юрисдикции. 

Обосновывая свое предложение, Верховный Суд РФ отмечает значительное количество таких дел, рассматриваемых в судах, и в большинстве случаев, как считают судьи, долги являются бесспорными.

Комментарий А.В. Брызгалина:  Трудно по этому вопросу спорить с Верховным Судом РФ, ведь, действительно, очень часто налоги не уплачиваются не в связи с конфликтом с налоговыми органами, а в связи с инертностью недоимщика, действующего по принципу: "А не буду платить и все тут". Подключать в этой ситуации дорогостоящую машину правосудия в данном случае может быть и излишне.
Другое дело, что надо понимать, любое снижение процедурных аспектов и введение в оборот внесудебных институтов существенно снижают защищенность наших граждан от произвола чиновников. Может быть поэтому и был выработан своеобразный компромисс - взыскиваем все-таки по суду, но в упрощенном порядке. 
Скорее всего, этот законопроект будет принят ГосДумой в самое ближайшее время без каких-либо кардинальных переделок и добавлений.
В этой связи обращаю внимание всех физлиц-налогоплательщиков о необходимости озаботиться своими, так называемыми, "почтовыми ресурсами". Очевидно, что копия приказа будет направляться судом по почте и если человек ее не получит (например, "не заглядываю в почтовый ящик", "не живу по месту регистрации" и другие, в основном, житейские причины), приказ поступит приставам и машина по взысканию заработает на полную мощность.
В этом случае оспорить незаконность взыскания, если таковая будет иметь место, во сто крат труднее.