пятница, 17 апреля 2015 г.

Откуда у детей понимание "договора"?

Заканчиваю книгу «Договор и налоговые риски», и без того уже затянул непозволительно, ведь в черновике книга была почти готова еще в прошлом году. И сейчас я форсирую, перечитываю, правлю, хожу смурной, всё время думаю, даже вечером, когда дома. Во всем усматриваю то сделку, то договор, то существенные условия…
А тут младшего 3-х летнего Олежку надо спать укладывать, а он не слушается, просит то попить, то досмотреть мультик. Теряю терпение, беру таймер и говорю: «Вот 3 минуты, как запикает, выключаю твой мультик и идем спать». Ставлю на 3 минуты и ухожу. В положенное время запищало, вхожу в комнату, говорю: «Ну что идем спать?». И мой сынок, глядя на продолжающееся действие на экране понуро отвечает: «Да, папа пойдем, мы же договорились»
И меня пробивает… Вот скажите, вот откуда, откуда у 3-х летнего ребенка такое понимание смысла и сути «договоренности»? Не думаю, что понимание «договора» было приобретенным от моего воспитания. Ну как объяснить несмышленышу, что «договор – это соглашение сторон» и прочее. Здесь что-то другое. Что это, врожденное понимание? Природная способность осознавать, что нарушение договоренностей есть что-то неправильное? Стремление соблюдать договор заложено в генах? Если так, то что именно располагается в основе такого понимания? Страх? Или это результат эволюции, т.к. в первобытных условиях выживали только те из людей, кто был верен найденному компромиссу и данном слову?
Вот ведь мысли на сон грядущий.
Надо в работе с книгой перерыв сделать…