пятница, 30 января 2015 г.

Уходя на выходные.. Новая книга Бориса Акунина "Бох и Шельма". Рекомендую! Очень интересно и познавательно....

Буквально на днях прочитал на одном дыхании новую книгу Бориса Акунина "Бох и Шельма".
Эта книга является продолжением книг исторической направленности о  Древней Руси (о его первой книге из этой серии "Оненный перст", я писал год назад здесь).
Что и говорить, читаются книги Бориса Акунина очень легко. Текст складный, динамичный, без излишеств, с поучительными интонациями.
Вот люблю я Акунина! Люблю несмотря на то, что его политико-оппозиционные взгляды последнего времени у меня особой симпатии не вызывают. Вот герои его произведений все сплошь мудрые, а вот сам писатель по жизни оказался не совсем приспособленным, что ли? Как-то непонятно себя повел - из России уехал, народ обвинил в глупости, этакий он такой "непонятый гений". Такое бывает с успешными людьми, стоит им  совершить что-то более менее неординарное и они вдруг начинают верить в свою исключительность, в свою непогрешимость, в то, что "они то понимают, а для других это сокрыто" и т.д. Кстати, сам же Акунин в своих книгах таких описывает, в частности в "Беллоне".
Что сказать, или переоценил писатель свои способности и возможности или ... надо произведения воспринимать в отдельности от его создателя.
Знаете, мне иногда кажется, что в случае с Акуниным прям тот редкий случай, когда персонажи мудрее автора, а может быть писатель просто ищет себя, а знаете, как говорил Гете, словами своих бессмертных героев в "Фаусте": "Кто ищет вынужден блуждать".
Ну и еще одно... В книгах Акунина просто огромная масса афоризмов и супер цитат, чем я испешу поделиться с вами, дорогие читатели. Получилось их, правда, многовато, хотел сократить, а потом рукой махнул, читайте и судите сами, что здесь мудрый афоризм, а что удачная цитата...




Борис Акунин «Бох и Шельма» (2015) 

 «Как сам себя зовешь, таким и станешь, – говорил отец. – И если проживешь честно под стать имени, то в старости получишь самую лучшую награду – мудрость. В молодые годы ей взяться рано, но на то есть мудрые книги. Не умствуй, а исполняй, что там написано. В зрелости поймешь». И заставлял учить наизусть слово князя Владимира Всеволодовича Мономаха, оставленное сыновьям: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не смеяться много, стыдиться старших, с нелепыми женщинами не беседовать, глаза держать книзу, а душу ввысь, избегать суеты; не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет. Если кто из вас может другим принести пользу, от Бога на воздаяние пусть надеется и вечных благ насладится». (С. 79).

Как обустраивает свою жизнь обычный человек? Сначала позаботится о себе, потом о семье и родичах, потом о родном курене и только после этого станет глядеть, что творится окрест. Не то человек, облеченный властью. Если он чего-то стоит, то делает наоборот: сначала приводит в порядок жизнь подвластных ему людей и лишь затем – свою собственную. Так велит мудрый закон Великой Ясы. (С. 90).

 Победители в городах жить не умели, а побежденному народу города ни к чему. Когда в одном месте слишком много людей, они чувствуют свою силу и смелеют. Но и совсем без людей тоже нельзя. Кто будет давать десятину?  (С. 90).

Если в стране есть города, значит, нет хороших всадников. (С. 92). 

Это не такая любовь, когда тебе просто кто-то очень нравится, а совсем другая: любишь кого- то так сильно, что на всех остальных любви уже не остается. (С. 93). 

К старости я понял, что Бог – один, и ему все равно, как мы его называем. Лишь бы исполняли Его закон, который тоже один.  
 – В чем же состоит этот закон?
 – А то ты не знаешь? Поступишь правильно – будешь награжден. Поступишь неправильно – будешь наказан.
 Поразмыслив, Манул спросил:
 – А как понять, что правильно и что неправильно? Ведь у нас обычаи одни, у хорезмцев
другие, у половцев третьи. Все живут по-разному. У русов вон почему-то считается, что брать больше одной жены нельзя.
 – Богу все равно, что ты считаешь правильным. Но если уже решил, что это – правильное, живи по своей правде. Изменишь самому себе – изменишь и Богу.
 – А если сомневаешься, что правильно и что неправильно?
– На самом деле в глубине души ты все равно знаешь, как правильно. Просто пытаешься себя обмануть. И еще помни вот что. Бог не мелочен и не придирчив. За малый грех и наказание пустяковое. Выпил много вина – получи похмелье, только и всего. Главное – не совершай предательства, этого Бог не прощает. (С. 94).   

Женщина, которую ты мог взять и не взял, сначала радуется, а потом задумывается. Почему не взял? Может она не хороша, не желанна? (С. 96). 

Своя собака дороже чужого хана. (С. 97). 

 Кто сделает плохое своему – тот предатель, хуже этого нет ничего. А сделать плохое чужому можно. То есть, если просто так или для забавы – плохо, грех. Но если ради своих или для дела – тогда хорошо и правильно. Вот главное, что нужно понять про жизнь: есть два закона, для своих и для чужих. Запомни это. (С. 97). 

Ох, великие времена наступили. Страшные. Великие времена всегда страшные. (С. 105).  

Когда мир обращается дикой чащей, только в дикой чаще  и мир. (С. 106).   

Что нет ничего небывалого под солнцем, всё уже случалось раньше, и ничего, живы человеки, их род не пресекается. Многие страны и народы бывали велики, да сгинули, не Русь первая, не Русь последняя. Говорил про Божий промысел, которого умом не постичь и перед которым можно лишь смиренно склониться. Испытания и беды надобны для блага самих человеков. Через сто, или двести, или тысячу лет Господь воспитает людей чистой, красивой души, и тогда наступит на земле чистая, красивая жизнь. Дороги станут безопасны, двери незаперты, всякий встречный будет тебе рад и никто никого даже не подумает терзать и насильничать. А случится всё это оттого, что соберутся правдивые летописи о прошлых ошибках, грехах и заблуждениях. О них всех надобно знать и помнить, только этим человечество и умудрится, только этим и спасется. «Важней летописной работы ничего на свете нет, – часто повторял отшельник. – Внуки, правнуки будут читать, на ус мотать. И про нас, бедных, помнить. Что мы тоже обитали на свете, управлялись как умели и не дали искре жизненной угаснуть». (С. 107).   

Всякий народ можно приучить к порядку, если он разумен и дает людям жить. (С. 112).  

Прочная власть стоит на двух ногах: строгости и справедливости. Если одна нога короче другой, власть хромает, может не удержаться. (С. 113).  


Большинство людей – они такие: лепятся к тому, кто знает, куда идти и что делать. Еще батюшка про это говаривал, но Олег-Солоний зелен был, мимо ушей пропускал. Теперь вот пригодилось. Какие бы сомнения тебя ни одолевали, ватаге этого не показывай. Ты тверд и уверен – они за тебя горой. Чуть дрогнул – засомневаются. А то и накинутся, растерзают. (С. 124). 

Всякий бог любит щедрые дары – не от корысти, ибо какая у бога корысть, коли он бог, а потому что уважает щедрость. Когда родилась Цве́точка, муж подарил богу Тенгри вещь, которой дорожил больше всего: старую шубу, последнюю память о родине. Богам ведь дорого не то, что дорого стоит, а то, что дорого тебе – это тоже известно (С. 128).

Хорошая жена в час разлуки не должна огорчать мужа печальным лицом. (С. 131). 

На войне убивают неопытных и тех, кому слава дороже жизни. (С. 133). 

  – Все говорят, что на свете борются две силы, но понимают их по-разному, – так начал Бох. – Отцы церкви утверждают, что это Бог и Дьявол. Философы – что Добро и Зло. А я смотрю на жизнь со своей купеческой точки и ясно вижу, что силы эти зовутся Торговля и Война. Когда в мире правит Война, он превращается в ад. Нет законов, покоя, доброты, понимания, созидания. Лишь разрушение, разорение, глумление, страдание, голод и смерть. Если же правит Торговля, жизнь не становится раем, но делается сносной и разумной. Пропадают голод и нищета, расцветает строительство, люди не вгрызаются друг другу в глотку, а предпочитают договариваться. Товары и новшества свободно перемещаются из края в край земли. Всё время изобретается что-то новое. Человеки работают и шевелят мозгами, думая, как бы добыть побольше денег. Ибо деньги, Йашка, – производное от ума и трудолюбия. Тут чего-то одного недостаточно, нужны оба ингредиенса. (С. 164).  

  Хозяин не должен видеть, как подручный человек хлопочет и обустраивает мелочи. Будто всё своим хотением образовывается, и дорога-матушка сама под ноги ковром стелится. (С. 170).   

    А все, что неизбежно, является благом. (С. 189).

    «Когда во мне иссякнет любопытство, я пойму, что пора умирать» (Аарон Бен-Эзра).

    Божий Промысел всяко чудеснее суетного человечьего ума. (С. 196).

    Город красен не укреплениями. (С. 203).

    Страх и красота друг другу враги. (С. 206).

    Честный барыш надежней и прибыльней любого плутовства. (С. 209).

    Ни за чем не нужные товары – они самые дорогие. (226).











1 комментарий:

  1. А все таки А.В. не забываете Вы своего писателя, но ваше заступничество за него более чем слабое.

    ОтветитьУдалить