пятница, 8 ноября 2013 г.

"Вот тебе бубушка и Юрьев день" или о новой инициативе властей ужесточения уголовного преследования за налоговые преступления

11 октября 2013 года Президент РФ внес в Государственную Думу РФ законопроект  № 357559-6 «О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ». Он предполагает возврат к ранее действовавшему порядку возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, который действовал до 07.12.2011, т.е. до момента опубликования Федерального закона от 06.12.2011 № 407-ФЗ и не предусматривал каких-либо ограничений полномочий следственных органов по самостоятельному возбуждению уголовных дел по налоговым преступлениям.
Как известно, 6 декабря 2011 года Президент РФ (на тот момент) Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ».
Им предусматривалось, что поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ, служат только те материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Здесь стоит напомнить, что согласно п. 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет
предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 УК РФ (далее - следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Еще на стадии рассмотрения данного закона в качестве законопроекта Председатель профильного комитета ГосДумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников подготовил положительное (естественно) заключение на него, отметив, правда лишь в общих чертах, что «концепция законопроекта поддерживается, так как реализация его положений будет способствовать эффективности возбуждения и расследования уголовных дел о налоговых преступлениях».
По сообщениям в СМИ новый опыт доказал свою эффективность: снизилось давление на бизнес. В 2009 г. по указанным статьям было возбуждено 13 044 уголовных дела и лишь 3037 из них закончились обвинительными приговорами, т. е. 77% уголовных дел развалилось на этапе следствия или суда. А в 2011 г. было всего 1791 дело, в 2012 г. — 1171, при этом возросло качество следствия: в 2011 г. обвинительные приговоры были вынесены по 39% дел, а в 2012 г. — по 47%
И вот новый президентский законопроект. И первым делом обращает на себя содержание пояснительной записки к нему: изменения <внесенные Федеральным законом № 407-ФЗ> являются одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, в связи с чем существенно затруднено использование в уголовном процессе имеющихся результатов оперативно-розыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел Российской Федерации в рамках борьбы с налоговой преступностью.
То есть не прошло и двух лет как точка зрения по вопросу о самостоятельном возбуждении уголовных дел по налоговым преступлениям изменилась на диаметрально противоположную. Что это? То ли налоговые органы расписались в собственной беспомощности, и это несмотря на то, что механизм налогового контроля предусматривает на сегодняшний день возможность административного контроля за их деятельностью со стороны вышестоящего налогового органа (в частности, путем проведения повторных выездных налоговых проверок. Или может быть мало полномочий у налоговых органов по выявлению правонарушений, которые по своему характеру тянут на налоговые преступления, или просто ФНС и следственные органы никак не наладят совместную работу. По всей видимости и то, и другое, и третье.
Если сравнить положение налогоплательщиков до и после возможного принятия нового закона, то оно может отличаться как небо от земли. Например, решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть признано судом недействительным по чисто формальным процессуальным основаниям (процедурным, п. 14 ст. 101 НК РФ), хотя бы из-за того, что лицу, в отношении которого проводилась проверка, не была предоставлена возможность лично или через представителя участвовать в рассмотрении ее материалов (дополнительных материалов налогового контроля).
А где подобные гарантии для проверяемых лиц при возбуждении дела о налоговых преступлениях следственными органами и не получится ли, что процессуальные нарушения, допущенные налоговиками, будут игнорироваться силовиками.
Практика свидетельствует, что отсутствие опыта расследования налоговых преступлений, общие недостатки работы налоговых органов, следователей и сотрудников полиции снижают эффективность расследования. Это приводит к случаям незаконного возбуждения уголовных дел и необоснованного отказа в возбуждении уголовных дел.
Из постановлений судов следует, что следственными органами не выясняются и не принимаются меры к доказыванию события преступления, не обсуждаются вопросы о наличии в действиях виновных лиц признаков иных составов преступлений, граничащих с налоговыми.
Между тем, в прессе на сегодняшний день справедливо отмечается, что раз силовикам передают полномочия по самостоятельному возбуждению уголовных дел, то есть предполагается, что они обладают специальными познаниями. И не случайно задаются вопросы о том, тогда для чего нужна ФНС и может быть все ее функции передать силовикам? Получается, что будут они проводить проверки параллельно с налоговиками. То есть будут две проверки. И как быть, если результаты проверок будут различаться.
Принятие данного законопроекта неизбежно негативно повлияет на инвестиционный климат, при этом вряд ли существенно отразится на собираемости налогов. Создается большой риск того, что он будет использован как элемент рейдерства и давления на бизнес.