четверг, 25 июля 2013 г.

Конец обязательного страхования?

Недавно "КоммерсанЪ" опубликовал любопытную статью "Страховка на свободу", которую привожу в блоге полностью.
Что скажите, коллеги?  Как это странно всё...
С одной стороны, очевидно, что обязательное страхование всеми уже давно воспринимается как "дополнительное налогообложение" (о чем кстати, говорилось и на нашей Конференции в конце мая). Ведь для бизнеса все эти поборы - это все обременения (как пел когда-то Вахтанг Кикабидзе "ты как хочешь это назови", суть, природа, что у налогов, что у этих "страховых взносов" почти одинакова. А в дополнительной расходной нагрузке ничего хорошего нет.

С другой стороны, лозунг "страхуйтесь сами" в российских условиях будет означать "не застрахуется никто", а это еще хуже...
Мне кажется, что пока и обсуждать нечего, пока не известны основные параметры нового предложения Минфина, лишь не получилось "хотели как лучше....".

Страховка на свободу
Минфин обнаружил, что обязательное страхование ущемляет "автономию воли"

Фото: Павел Кассин / Коммерсантъ
К 2020 году в России может не остаться обязательных видов страхования. Такое предложение Минфин заложил в стратегию развития страхового рынка, внесенную в правительство, сообщил замглавы ведомства Алексей Моисеев. Обязательные виды
приносят рынку пятую часть премий — более 150 млрд руб. в год, но страховщики пока успокаивают себя: в описательной части стратегии сказано о вреде "обязательности". В "дорожной карте" о сворачивании этих видов страхования речи нет.

Вчера замглавы Минфина Алексей Моисеев сделал неожиданное для страхового рынка заявление. "Мы внесли в правительство концепцию развития страховой отрасли — она сейчас проходит согласование и, насколько я понимаю, скорее будет поддержана,— где мы предлагаем поэтапный отказ от обязательных видов",— цитирует заместителя министра финансов агентство "Прайм". Чиновник рассказал о планах по введению вмененных видов страхования, "когда в законе указано, что риск должен быть застрахован". "И все, точка. Как вы это застраховали, где, какой у вас полис — это ваше личное дело",— пояснил он.
Принятие стратегии развития страхового рынка до 2020 года существенно затянулось — предыдущий документ заканчивается 2012 годом. Участники рынка раскритиковали первоначальный вариант Минфина, наняли иностранных консультантов, которые написали альтернативный текст стратегии. С конца прошлого года страховщики и министерство мучительно сводили два варианта в один. В итоге только в феврале Минфин внес документ в Белый дом. Но правительство вернуло документ на доработку, указав на необходимость составления так называемой дорожной карты — плана мероприятий. Финальная версия концепции поступила в правительство в конце июня.
Как рассказал "Ъ" высокопоставленный чиновник финансово-экономического блока правительства, вреду обязательных видов в описательной части документа посвящено три страницы. "Всякое обязательное страхование является ограничением прав и свобод человека и гражданина, поскольку умаляет автономию его воли, предписывает ему заключать гражданско-правовые отношения на определенных условиях и приносит расходы в виде уплаты страховой премии",— гласит документ. Но, по словам собеседника "Ъ", знакомого с финальной версией концепции, в "дорожной карте" про сворачивание обязательных видов не сказано ничего. Более того, в плане мероприятий говорится о развитии страхования ответственности врачей, устроителей массовых мероприятий — это виды страхования, о которых сейчас в министерствах и ведомствах говорят как об обязательных.
Эта несогласованность частей страховой стратегии пока сдерживает панику участников рынка. В 2012 году обязательные виды (без учета ОМС) принесли страховщикам 150,2 млрд руб. из 812,5 млрд общих сборов, подсчитала ФСФР. "В Германии и Франции более ста видов обязательного страхования, а эти рынки нельзя назвать неразвитыми",— говорит глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.
Татьяна Ъ-Гришина

Авторские страницы