понедельник, 15 июля 2013 г.

Налоги и регионы... Налоговый анализ «Основных направлений бюджетной и налоговой политики Свердловской области в 2014 году и плановом периоде 2015-2016 годов».

Губернатор Свердловской области Е.В. Куйвашев
Несколько раз в блоге комментировал бюджетные послания Президента РФ, но вот ни разу  не комментировал бюджетные послания регионального уровня. А ведь это тоже немало важно, если участь, что, например, бюджет Свердловской области на 2013 год составляет более 157 млрд. рублей, а бюджет г. Москвы так вообще почти 1 трлн. 500 млрд. руб.

Так вот, 9 июля 2013 г. губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев на заседании Заксобрания Свердловской области выступил с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Свердловской области на 2014 год и плановый периоде 2015-2016 годов.

Учитывая, что полномочия регионов в сфере налогов мизерны, прекрасно понимаю, что ничего сверх естественного губернатор в принципе сказать не мог. Однако я все-таки попробую сделать свой анализ хотя бы для того, чтобы попытаться понять, как сами региональные власти относятся к своей компетенции, как они сами видят свои возможности.

Тем более, что налоговая компетенция субъектов РФ хоть куцая, но она есть.

Сразу же скажу, что бОльшая часть послания губернатора, конечно же, была посвящена бюджетной политике, отчетам о том, что и как у нас было, что нужно сделать, и какие «наказы Президента» необходимо исполнить.


Вместе с тем, отражена в "Направлениях..." и официальная статистка роста дохода консолидированного бюджета Свердловской области:
за первые 5 месяцев 2013 года налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета составили 79,3 миллиарда рублей (рост на 5 % или на 3,8 млрд. рублей выше к аналогичному периоду прошлого года). 
А в местные бюджеты и бюджеты муниципальных образований поступило 20,5 миллиарда рублей, что на 7% (или на 1,3 млрд. рублей) больше, чем в прошлом году.

А теперь непосредственно к высказываниям господина Куйвашева про налоги:
«Для укрепления налоговой базы, повышения устойчивости областного бюджета, выполнения обязательств по росту заработной платы необходимо активизировать работу с крупнейшими налогоплательщиками, работающими на территории Свердловской области».

Читаем – усилить налоговое администрирование для крупнейших, дабы найти у них «дополнительные» источники финансирования бюджета. Вот, чес слово, не совсем я с этим согласен, звучит это для меня так: "Кто и так платит налоги, пусть платит еще больше".

«Нельзя закрывать глаза на то, что наряду с честными и ответственными налогоплательщиками у нас немало крупных хозяйствующих субъектов, системно уходящих от налогообложения, имеющих признаки "искусственной" убыточности, уплачивающих заработную плату "в конвертах", использующих труд нелегальных мигрантов».

Однако позвольте... Если губернатор знает о том, что у нас есть налогоплательщики "системно уходящие от налогообложения", то знают ли об этом налоговые органы?
Если знают, то почему ничего не делают, причем аж губернатору об этом надо говорить...
А если не знают, то почему бы губернатору не донести известные ему сведения до федеральных налоговых органов, что бы те выявили "схемы" и прочие "уклонения"...
Если между "региональщиками" и "федералами" присутствует такой раздрай, так может правы те, кто говорит, что для всех уровней российской власти (федеральная, региональная, местная) нужны свои налоговые органы, которые бы на своем уровне собирали бы свои соответствующие налоги...
Только вы представьте в связи с этим ситуацию - у одного налогоплательщика - 3 налоговых инспекции... Одна собирает федеральные налоги, другая региональные, третья местные.. Да уж... Лучше не представлять....
Но идем дальше...

«В последние годы в налоговое законодательство Свердловской области были внесены изменения, стимулирующие рост деловой активности, в частности, введена в действие патентная система налогообложения, дополнительные меры поддержки инвесторов.
Но предоставляемые преференции и льготы должны давать адекватный экономический и социальный эффект, формировать не иждивенческие отношения, а рост количества налогоплательщиков, добросовестно исполняющих свои обязательства».

Действительно патент для ИП ввели и достаточно оперативно, спасибо федеральным властям, да и региональным, что не забыли ввести (2 региона РФ, кстати, так патент и не ввели).
И вроде бы про льготы и преференции всё правильно сказано – должны давать соответствующий экономический эффект, иначе зачем их вообще их вводить. Вот только опять нам намекают, что у нас в области немало недобросовестных налогоплательщиков. А что делать с ними? Правильно - бороться.
Это всё, что было посвящено теме налогов… весьма лаконично, но как мне кажется понятно, собрать побольше из того что имеем.
Ох, сколько же вопросов и мыслей возникает по этому поводу... Вот вам и "региональные налоги - тема не интересная" (именно так мне сказали на одном форуме в Москве, когда я пытался предложить несколько тем для обсуждения, но это совсем другая история)...