суббота, 2 февраля 2013 г.

Уходя на выходные... Юрий Борев "Власти-мордасти"

Еще летом прочитал книгу Юрия Борисовича Борева "Власти-мордасти", которая наполнена богатейшим, интереснейшим, веселым и остроумных материалом. Всё никак не мог обработать книгу и только сейчас, с помощью моих коллег по работе обработку закончил. Юрий Борисович Борев (род. 1925) – российский литератор, критик, прозаик, автор более 400 научных статей и монографий по проблемам эстетики, культурологии, теории и истории искусства и литературы.
Книга его сплошь исторические байки, анекдоты, сплетни, слухи и устные пересказы. Но читается всё на одном дыхании. Да и по материалу представленному ниже вы можете об этом догадаться. Поэтому скажу только одно... Приятного прочтения. 

Юрий Борев "Власти-мордасти". М.: "Пропаганда". 2003. 

В 1904 году в связи с рождением наследника Николай II отменил в России телесные наказания (С. 13)

Прозорливое суждение Николая II. «Нынешний порядок терпим быть не может. Но его изменение чревато великими потрясениями» (С. 13)

Сокращение штатов по-царски. Николай II сократил число генералов своей свиты в пять раз. Сэкономленные деньги были переданы для раненых на фронте воинов (С. 14)

Кавалер четырех Георгиевских крестов мог сидеть в присутствии императора, что не дозволялось даже великим князьям – братьям царя (С. 14)

Холопство бунтаря. Во время крестьянского бунта детина пошел на Столыпина с дубиной. Столыпин сбросил шинель и со словами: "Подержи!" – швырнул ее навстречу детине. Тот выронил дубину и угодливо подхватил шинель (С. 21).

Столыпин говорил: «Умейте отличать кровь на руках врача от крови на руках палача» (С. 21).

– Как фамилия? – спросил Николай II у солдата.
– Романов, ваше величество.
– Уж не родственник ли ты мне? – пошутил царь.
– Так точно, родственник: вы отец России, а я ее сын (С. 24).

В России царь – опасная профессия. За триста лет существования династии Романовых шестнадцать царей умерли насильственной смертью. Так что убийство Николая II – дело для истории обычное (С. 26).

Участники цареубийства решили создать сборник воспоминаний. Сталин запретил издание и велел «вообще помалкивать» (С. 26).

Декарт говорил: «Лучше менять свои желания, чем порядок мира» (С. 34).

Дьявол взял Россию у Бога взаймы (С. 34).

Керенский в 1925 году в Париже вспоминал: «При царе народ так привык к хлысту, что в человеческом отношении нашей власти увидел безволие» (С. 35).

В конце жизни Керенский жаловался: «Никто не хочет истины. Все хотят верить в легенды». Особенно его раздражала придуманная большевиками легенда о том, что он покинул Зимний, переодевшись в женское платье (С. 36).

Телевизионное обращение Карла Маркса: «Пролетарии всех стран, извиняйте!..» (С. 39).

Бисмарк – о Марксе: «С этим бухгалтером еще наплачется вся Европа» (С. 39).

В марксизме были заложены две идеи: идея справедливости и идея насилия как пути к справедливости. Поэтому «из Маркса» вышли социал-демократы, еврокоммунисты, приверженцы социализма с человеческим лицом, с одной стороны, и большевики-ленинцы, большевики-сталинцы, маоисты, террористы – с другой (С. 41).

По мнению Бакунина, добро, как только оно предписано, становится злом. Бердяев эту мысль высказал так: «Насильственно вводимое добро превращается в зло» (С. 41).

Бунин рассуждал: «Есть два типа в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Чудь, Меря. Но и в том, и в другом – шаткость: переменчивость настроений и обликов». Народ сам сказал про себя: «Из нас, как из дерева – и дубина, и икона, – в зависимости, кто обрабатывает: Емелька Пугачев или Сергий Радонежский» (С. 41-42).

Многоголосье. Розанов сказал об Октябре: «С лязгом и грохотом опустился над русской историей занавес». Бунин назвал дни революции окаянными. Ахматова – истинным началом железного века. Для Блока это была «космическая музыка сфер». Для Маяковского – «моя революция». Осип Мандельштам считал, что в революцию один ограблен волею народа, другой ограбил сам себя. А много позже Григорий Померанц скажет: «Дьявол начинается с пены на губах ангела, вступающего в битву за добро, за истину, за справедливость... Страшен дух ненависти в борьбе за правое дело» (С. 45).

Топливо революции. Когда объявляют войну дворцам, первыми сгорают хижины (С. 46).

«Грабь награбленное». По поводу этого ленинского лозунга Короленко говорил: «Это не справедливость, а разбой». Он считал, что большевистское правительство погибнет от лжи. Но сначала погибнет интеллигенция (С. 52).

Кому как повезет. Девочка пишет письмо в молодежную газету: "Дорогая редакция! Я очень некрасивая. Наверное, меня никто никогда не возьмет замуж. Что мне делать?" Редакция отвечает: «Дорогая Катя! Ты не права. Внешность в человеке – не главное. Обратись к историческим примерам. Вот Надежда Константиновна Крупская – уж на что мордоворот, а гляди, какого орла отхватила!» (С. 60).

Сказочное детство без сказки. Указание Крупской, замнаркома Наркомпроса: сказки и приключения детям не давать (С. 61).

Сталин посмотрел "Отелло". Поинтересовались его мнением. Он подумал и сказал: «А этот – как его? – Яго – неплохой организатор» (С. 110).

На рубеже 30-40-х годов Сталин издал указ об уголовной ответственности за опоздание на работу свыше чем на двадцать минут. На следующий день после выхода указа Василий Качалов опоздал в театр на час.
Возникла паника, и директор театра запросил указания у Сталина. Сталин ответил:
– Я думаю, это не товарищ Качалов опоздал на репетицию на час, а репетиция началась на час раньше (С. 111).

Арабы говорят: «Когда умирает собака халифа, приходят все подданные. Когда умирает сам халиф, не приходит ни одна собака» (С. 213).

У французов есть поговорка: «Власть можно доверять только тому, кто ею немного тяготится». Одну из форм осуществления этого мудрого принципа придумали в Ватикане. Говорят, по крайней мере в далеком прошлом, там существовал негласный обычай выбирать как можно более старого и как можно более больного Папу. Это обеспечивало быструю сменяемость властителя. В конце брежневской эпохи всю прелесть и все выгоды этого обычая осознала советская номенклатура, с удовольствием терпевшая старческий маразм Брежнева в последние годы его правления, а после его ухода в мир иной упорно выбиравшая в генсеки недолгожителей — Андропова, а следом Черненко (С. 252).

Эмиль Кроткий как-то сказал: «Изменение мировоззрения вагоновожатого приводит к тому, что трамвай сходит с рельсов» (С. 294).

Ельцину приписывают формулировку: «Все, что мне нужно, — это теплая постель и неограниченная власть» (С. 295).

В России нет власти. Есть борьба за власть (С. 309).

Для тех, кто пишет законы, законы не писаны (С. 309).

Большинство российских политиков испачканы сегодня кто грязью и ложью, кто корыстью и воровством, кто кровью и нефтью, а кто и тем, и другим, и третьим. На выборах за кого голосовать? Разве что за тех, кто до сих пор не участвовал в политике. А уклониться нельзя — Бисмарк верно говорил: «Неучастие в политике не уберегает человека от ее последствий» (С. 310).

Когда на де Голля два-три дня не публиковали карикатур в газетах или о нем переставали рассказывать новые анекдоты, он начинал волноваться: «Мой авторитет в стране падает!» Хорошо бы нашим политикам (в том числе и из самых высших эшелонов власти) обладать таким сознанием  (С. 317).

Объявление в Центральной избирательной комиссии: «Выбранный президент возврату и обмену не подлежит» (С. 318).