пятница, 28 декабря 2012 г.

Самвел Караханян «Адвокатура: Этюды о профессии»

Недавно мне попалась в руки книга российского адвоката Самвела Гургеновича Караханяна "Адвокатура. Этюды о профессии" (2005). Самвел Гургенович, президент Адвокатской палаты г.Москвы, доктор юридических наук, практикующий адвокат. Мне было интересно почитать его заметки о работе адвоката, с которой у меня много общего. Книгу прочитал с огромным удовольствием. Со многими мыслями абсолютно согласен, некоторые ситуации, описанные автором, бывали и в моей работе. Есть у меня, конечно, и критические замечания, да и прямое несогласие с некоторыми высказываниями, как же без этого. Только озвучивать я свои "несогласные мысли"  не буду, т.к. это не совсем корректно - знакомясь с опытом коллеги-профессионала, лезть с критикой и советами.
Скажу только об одном... В  нескольких местах, Самвел Гургенович не избежал искушения показаться этаким лихим хитрым законникам, типа, у всех было все плохо, а он бац и так извернулся, что все офонарели. И одна часть зрителей стал рукоплескать от восторга, а другая, заплакала от отчаяния. Но что поделать, в нашей профессии этим грешат практически все, в том числе и ваш покорный слуга. Хотя я лично пытаюсь в этом отношении с собой бороться и "прижимать себя за хвост". Но не это главное...
Мне кажется, что книгу обязательно надо прочитать тем, кто намерен посвятить себя работе по "защите стороны", будучи или адвокатом, или практикующим юристом, или юрисконсультом компании.
После прочтения книги многое будет понятно сразу же, после начала "бегания по судам". Произойдет, так сказать, эффект узнавания, типа "о, а я уже об этом уже читал, значит мне не показалось".. Ну что то примерно такое.
Иными словами рекомендую.. Ну и ряд цитат и интересный высказываний-афоризмов как самого автора, так и тех, на кого он ссылается (с некоторыми моими скромными комментариями)... 

Самвел Караханян "Адвокатура. Этюды о профессии". М.: Изд-во "ОВЛ". 2005.

Когда-то в доброй старой пуританской Англии среди добропорядочных мастеровых и лавочников считалось неприличным выставлять свой товар напоказ. Лавки и мастерские в Лондоне устраивались без витрин, с глухими ставнями. Лишь скромная вывеска лаконично сообщала о том, что находится внутри. Работа мастера говорила сама за себя. Тот, кто работал на совесть, завоевывал все новых и новых клиентов, а лодырь и халтурщик их терял (С. 8).

Подобно тому, как художник прежде чем взяться за большое полотно пишет этюды, Самвел Караханян, привыкший к обстоятельности во всем, за что берется, решил для начала запечатлеть некоторые свои идеи и наблюдении в виде этих небольших эссе. (О. Ляшенко из книги С. Караханяна «Адвокатура: Этюды о профессии». М. 2005. С. 10).

В работе адвоката немало иррационального. Любое, самое простое дело с, казалось бы, абсолютно предсказуемым исходом может вдруг повернуться неожиданной стороной, и обрасти целым пучком сложностей и затруднений. Бывает и наоборот. В этом отношении адвокатское ремесло сродни  искусству.
Но именно поэтому в адвокатуре, как и в искусстве – да, собственно, и в любом деле, исход которого связан с риском и неопределенностью, - необходимы строгие ориентиры и четкие алгоритмы. И там, и здесь, хотя и скучно это признавать, в фундаменте профессионализма лежит рутина (С. 17).
__________
А.В.Б. Готов подписаться под каждым словом. 

Согласно известному афоризму немецкого писателя Пауля Гейзе, «дилетан» - это курьезный человек, который испытывает удовольствие делать то, чего не умеет» (С. 18).

Одна практика, без знаний, может только развить и укрепить небрежность и неискусные приемы (С. 11)

Две вещи вызывают обычно самую ожесточенную критику: 1) продажность судей и 2) астрономические гонорары адвокатов. Если судьи так продажны, как об этом говорят, то за что платят адвокатом такие суммы? Неужели только за передачу взяток судьям? (С. 70).
 __________
А.В.Б. Великолепный пассаж!

Ни один самый продажный судья (в предположении, что таковые существуют) не рискнет даже за очень большие деньги принять откровенно незаконное или совершенно необоснованное решение (С. 71).
 __________
А.В.Б. 100%

Даже в нечестной игре у хорошего игрока всегда есть шансы победить (С. 71).

Бумажный фетишизм свойственен не только судьям, но многим людям, которым по роду их деятельности приходится большую часть времени проводить в кабинетах, среди бумаг. Через бумаги они познают мир, из бумаг черпают сведения о том, что было, есть и будет. Вот, например, акт приемки-передачи. Фетишист даже и не задаст себе вопрос: а состоялась ли на самом деле передача, действительно ли вещи физически перешли из рук в руки, да и вообще существуют ли они в природе, эти вещи? Вот акт списания. Ему и в голову не придет усомниться, действительно ли предметы, перечисленные в акте, больше не существуют, действительно ли они утратили свою потребительскую стоимость. А может, они преспокойно лежат себе на той же полке или служат новому хозяину, а списание произошло лишь на бумаге? Нет, такой вопрос никогда не возникнет у бумажного фетишиста. Ведь для него надпись на бумаге и есть сам факт. Он не задумается о том, что эта бумага вполне могла быть составлена в тиши какого-нибудь кабинета, таким же, как и он сам, бумагопоклонником, действующим по обычаю: «подписано, так с плеч долой».
Это не значит, что нельзя доверять никаким бумагам. Просто не надо быть язычником и поклоняться им. Бумага  - это ведь не последняя сущность, за которой уже больше ничего нет. (С. 72-73).

Но тут на помощь мне неожиданно пришел представитель нашего процессуального противника (С. 75).
 __________
А.В.Б. Соглашусь, такое бывает в работе частенько. Я даже люблю цитировать одну фразу "Трудно нам было бы победить врагов, если бы они нам не помогали"

Еще Р. Гаррис, преподавая своим читателям урок по разоблачению лжесвидетельств, учил тому, что ни одно событие не может существовать вне других событий (С. 83).

Логические аргументы в процессуальном праве не считаются доказательствами. Хотя… Кто, как не я, их доказал? И за что мне заплатил клиент, если я их не доказал? (С. 95).

В любом судебном процессе есть элемент игры – и как соревнования и как спектакля (С. 97).
 __________ 
А.В.Б. Дополню только, что надо этим сильно увлекаться, думая, что победит тот, кто кого переиграет в спектакле под названием "судебный процесс", иначе в суд ходили бы не юристы, а актеры и колуны.

«Люди» - это риторика. Но, как я уже говорил, риторика имеет некоторое действие на судей арбитражного суда, поскольку они тоже… люди.
Вот почему доказывать, что истец написал полную бессмыслицу, что термин «производитель инсулина» ничего не выражает, было рискованно. По крайней мере, не на этом надо было строить тактику защиты. Об этом можно было упомянуть к слову, во вторую или даже третью очередь, лишь подкрепив главный аргумент, который сработает наверняка (С. 136).

Настоящий профессионал распознается лишь в процессе – именно по способности к «внезапным озарениям», по неожиданным даже для него самого экспромтам, бьющим прямо в цель (С. 201).

«Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем» (Станислав Ежи Лец)

Если Агата Кристи называла случай лучшим детективом, то я бы добавил, что он умудряется по совместительству служить и лучшим помощником адвоката (С. 210).