пятница, 10 августа 2012 г.

Проект закона о дополнительной отчетности по НДФЛ для налоговых агентов не нашел поддержки в Правительстве РФ (+ текст проекта Заключения)

Еще в начале июня 2012 года в ГосДуму поступил законопроект № 89493-6 «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ», предусматривающий в качестве новой обязанности для налоговых агентов по НДФЛ подачу деклараций с данными об удержанных с доходов физических лиц суммах налога. Предложили эту идею депутаты Законодательного Собрания республики Карелия.
Как указано ими в пояснительной записке по законопроекту: «…Отмена ежеквартальной налоговой отчетности о начисленных, удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физических лиц является серьезной проблемой, и привела к тому, что ни один орган исполнительной власти, включая и налоговые органы, не владеет ситуацией о суммах налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению в бюджет налоговыми агентами…»
В связи с чем и было предложено ввести для налоговых агентов обязанность ежеквартально и по итогам года представлять декларации по удержанным суммам НДФЛ,  более того, проект также содержит поправки в ст. 119 НК РФ, в согласно которым ответственность за несвоевременное представление декларации будет нести не только налогоплательщик, но и налоговый агент.

И все же первоначальная цель очень благородна: «Предлагаемые изменения позволят усилить контроль со стороны налоговых органов за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет, а также проводить соответствующую работу с задолжниками органам государственной власти и местного самоуправления».

Вот так и получается, что Президент РФ в своем Бюджетном послании призывает к уменьшению налогового администрирования, и тут же ему региональные депутаты предлагают ввести дополнительную налоговую отчетность. А то нынешней то маловато, наверное…
Слав Богу, что эта абсолютно ненужная идея не нашли поддержки в Правительстве РФ. На сайте Минфина России уже представлен проект отрицательного отзыва к поправкам в НК РФ. Министерство указало, что реализация законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование, и, увеличит административные расходы как у налогоплательщиков, налоговых агентов, так и у налоговых органов. Соответственно целесообразность и оправданность данного проекта поставлена под сомнение.
По предварительным данным рассмотрение законопроекта в первом чтении планируется в октябре 2012 года. Будем надеяться, что разум возобладает.

Ознакомиться с законопроектом можно здесь:


Вносится

Законодательным Собранием

Республики Карелия

 

Проект


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового кодекса Российской Федерации


Статья 1
Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 1999, № 28, ст. 3487; 2010, № 31, ст. 4198) следующие изменения:
1) подпункт 4 пункта 3 статьи 24 после слова «документы» дополнить словами «(налоговые расчеты)»;
2) в статье 119:
а) в наименовании после слов «инвестиционного товарищества» дополнить словами «, налогового расчета»;
б) в пункте 1 после слова «налогоплательщиком» дополнить словами «(налоговым агентом)», после слова «декларации» словами «(налогового расчета)».

Статья 2
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 32, ст. 3340; 2001, № 1, ст. 18; № 23, ст. 2289; 2003, № 1, ст. 2; 2006, № 31, ст. 3436, 3452; 2007, № 31, ст. 4013; 2009, № 29, ст. 3639; 2010, № 21, ст. 2524; № 31, ст. 4198; 2011, № 1, ст. 7) следующие изменения:
1) статью 216 изложить в следующей редакции:
«Статья 216. Налоговый период. Отчетный период
1. Налоговым периодом для налогоплательщиков (налоговых агентов) признается календарный год.
2. Отчетными периодами по налогу для налоговых агентов признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.»;
2) статью 226 дополнить пунктом 61 следующего содержания:
«61 Налоговые агенты, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего нахождения налоговый расчет в сроки, установленные статьей 229 настоящего Кодекса.»;
3) в статье 229:
а) наименование после слова «декларация» дополнить словами «(налоговый расчет)»;
б) пункт 1 дополнить абзацем третьим следующего содержания:
«Налоговые расчеты предоставляются налоговыми агентами по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, в срок не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим отчетным (налоговым) периодом.».

Статья 3
Настоящий Федеральный закон вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1‑го числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.


           Президент
Российской Федерации                                                                      В.В. Путин




Приложение
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового
кодекса Российской Федерации»
 
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»


В связи с введением в действие с 1 января 2001 года главы 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ обязанность ежеквартального представления налоговыми агентами отчетности по налогу на доходы физических лиц отменена.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговые агенты ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц, суммах начисленных и удержанных налогов по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При этом отчетностью не предусмотрены сведения о сумме перечисленного налоговыми агентами налога в бюджет.
Отмена ежеквартальной налоговой отчетности о начисленных, удержанных и уплаченных суммах налога на доходы физических лиц является серьезной проблемой, и привела к тому, что ни один орган исполнительной власти, включая и налоговые органы, не владеет ситуацией о суммах налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению в бюджет налоговыми агентами. Недобросовестные налоговые агенты пользуются, по сути,  бесплатным кредитом в виде удержанных и не перечисленных в бюджет сумм, а бюджеты не получают причитающиеся им доходы.
Факты нарушений налоговой дисциплины устанавливаются налоговыми органами исключительно при проведении проверок. После установления налоговых нарушений предъявляются штрафные санкции, которые наряду с накопленными за достаточно большой срок долгами затруднительны для погашения, а подчас создают угрозу банкротства для организаций.
Учитывая возрастание доли налога на доходы физических лиц в формировании доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, в целях улучшения администрирования налога на доходы физических лиц проектом предлагается установление для налоговых агентов обязанности ежеквартального представления в налоговые органы налоговых деклараций (налоговых расчетов) по налогу на доходы физических лиц.
Одновременно для налоговых агентов предлагается установить дополнительные отчетные периоды по налогу (первый квартал, полугодие и девять месяцев).
Кроме того, статьей 119 Налогового кодекса ответственность за нарушение срока предоставления налоговой декларации предусмотрена только для налогоплательщиков. В связи с этим законопроектом предлагается распространить указанные меры и на налоговых агентов.
Предлагаемые изменения позволят усилить контроль со стороны налоговых органов за полнотой и своевременностью перечисления налога на доходы физических лиц в бюджет, а также проводить соответствующую работу с задолжниками органам государственной власти и местного самоуправления.


Приложение
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»