пятница, 10 августа 2012 г.

Сколько надо хранить документы, чтобы подтвердить ими убыток прошлых лет (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12)

24 июля 2012 года Президиум ВАС РФ рассмотрел спор об обязанности налогоплательщика по хранению первичных документов, подтверждающие расходы, повлекшие убыток прошлых лет (Определение ВАС РФ от 11.05.2012 № ВАС-3546/12). Дело рассмотрено в пользу налогового органа.

Судебные акты по делу: здесь
Видеозапись рассмотрения дела: здесь

Фабула: Налогоплательщик списал сумму перешедшего к нему от правопредшественника убытка прошлых лет, но не представил налоговому органу первичные документы, подтверждающие расходы, повлекшие возникновение этого убытка.

Вопрос: Обязан ли налогоплательщик, уменьшающий налоговую базу по налогу на прибыль на сумму убытков прошлых лет, хранить в течение всего срока такого уменьшения первичные документы, подтверждающие расходы, повлекшие убыток

Налогоплательщик: Не обязан. У него отсутствует обязанность представлять документы, обосновывающие размер убытка, поскольку период хранения первичной документации по расходам, понесенным его правопредшественником, на момент проведения налоговой проверки истек.
Налоговый орган: Обязан

Арбитражные суды, рассматривая дело в пользу налогоплательщика, указали, что объем убытка определяется на основании декларации за соответствующий период, по итогам которого образовался убыток, а первичные документы необходимы для обоснования не самого убытка, а расходов, которые стали его причиной в силу ст. 252 НК РФ.

Коллегия судей ВАС передала дело в Президиум, указав, что по данному вопросу имеется различная арбитражная практика

ПРЕЗИДИУМ: в пользу налогового органа.