вторник, 8 ноября 2011 г.

Групповые налоговые проверки. Новая тенденция?

О том, что налоговые органы активно начинают применять в своей работе групповой охват проверяемых (т.е. когда работа строится не с одиночным налогоплательщиком, а с группой налогоплательщиков, причем как взаимозависимых, так и невзаимозависимых) мы уже не раз наблюдали на практике по нашим клиентам. Я думал это местный креатив, но вижу, что это становится общепринятым подходом. Вот, что по этому поводу пишет газета "Учет. Налоги. Право" (№ 41, 2011). Причем проверяются не только холдинги, но и субъекты малого бизнеса. Интересная деталь, налоговики не то что приходят к налогоплательщик, а потом идут на "встречки". Нет, они приходят в ряд компаний на выездную проверку, а потом уже организует встречные проверки, как бы сопоставляя данные.
Понятно для чего это делается, ведь п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 говорит о "нарушениях законодательства о налогах и сборах" контрагентами проверяемого лица, а эти "нарушения" одними домыслами и предположениями обосновать очень трудно. Поэтому налоговики и подстраховываются, чтобы доказательствами о нарушении, допущенным одним лицом, подтвердить факт нарушения другим лицом.
Насколько подобная практика соответствует законодательству пока однозначно сказать не берусь. С одной стороны, как бы не ужасно это звучало, но подобная практика "не запрещена действующим налоговым законодательством". Однако мои читатели знают мою позицию о том, что для налоговых органов мало - "быть не запрещеным", они могут делать только то, что им прямо разрешено, а про групповые проверки НК РФ как раз умалчивает.
С другой стороны, проверять несколько предприятий и сопоставлять их данные это не форма налогового контроля, а метод проведения проверки, а методы проверки вообще не регулируются НК РФ (это внутреннее дело налоговых органов). Иными словами, групповые проверки - это способ организации налогового контроля в рамках тех форм и мероприятий, которые установлены НК РФ, и пока налоговые органы за эти рамки не выходят - они закон не нарушают. Ведь способы организация проверок и выбора конкретных методов проверки пока  находятся за пределами сферы отношений, регулируемой налоговым законодательством.  Тем более, что налогоплательщик с трудом может доказать, что имела место некая "облава".
Однако думаю, что за этой новой практикой надо пристально наблюдать и достаточно внимательно анализировать действия налоговиков - где-то они могут ошибиться и выйти за пределы разрешенного. Но пока увы,  судебная практика рассматривает результаты таких проверок по существу, не вдавясь в соблюдение налоговиками формальных процедур, считая их или не принципиальными или вообще ненарушенными.