вторник, 11 октября 2011 г.

Когда подавать возражения по ДМНК? Ответ пытается дать Минфин...

Не очень то я люблю комментировать письма Минфина (еще с 90-х годов), т.к. в подавляющем большинстве правовое качество этих докУментов или неоднозначно, или сомнительно, или противоречит НК РФ. Однако на это сентябрьское письмо я обратил внимание, т.к. вопрос то достаточно актуальный. Действительно, право у налогоплательщика на ознакомление с материалами ДМНК есть (как и обязанность налоговиков это обеспечить), а вот срока для подобной процедуры не предусмотрено. Конечно, это в первую очередь недоработка законодателя (ему, правда, сейчас не до этого, ведь 4 декабря выборы), однако надо жить то именно сейчас. Мне кажется, что хотя Минфин РФ и не дает конкретного ответа на конкретный вопрос, на сам тренд письма можно только поприветствовать. Суть его в том, что налоговый орган (в лице соответствующего должностного лица) должен обеспечить права проверяемого лица, а как - это уже его проблема. Учитывайте конкретные обстоятельства и действуйте. В любом случае, налогоплательщик может ссылаться на это письмо при своих разногласиях с налоговой для того, чтобы получить в будущем поддержку суда. Ведь если налоговая не даст ему достаточно времени для ознакомления с материалами ДМНК, то его права нарушены, а это существенное нарушение его прав, что может в перспективе обнулить всю проверку.

 Письмо Минфина РФ 

от 26.09.2011 № 03-02-07/1-342

Вопрос: Статья 101 НК РФ устанавливает,  что  в  ходе   рассмотрения
материалов  налоговой  проверки  в   случае   необходимости     получения
дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений
законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых   руководитель
(заместитель руководителя) налогового органа вправе  вынести  решение  о
проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий
налогового контроля (далее - ДМНК).  При  этом  в  качестве  ДМНК   может
проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1
НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
     По окончанию проведения ДМНК, согласно п. 1 ст. 101 НК РФ, налоговый
орган  обязан  ознакомить  налогоплательщика  с  результатами    ДМНК   и
рассмотреть представленные возражения проверяемого лица.
     Системный анализ норм налогового права  показывает,  что   налоговый
орган  не  может  лишать  налогоплательщика  возможности    представления
мотивированных возражений. Однако в НК РФ отсутствует прямое указание на
то, что налоговый орган обязан предоставлять налогоплательщику срок   для
представления соответствующих объяснений и мотивированных возражений   по
результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.
     В связи с этим просим Министерство финансов РФ разъяснить сроки для
представления мотивированных возражений  налогоплательщика  в   налоговый
орган по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

     Ответ:  В  Департаменте  налоговой  и  таможенно-тарифной   политики
рассмотрено письмо    по  вопросу  о    сроке для представления 
мотивированных возражений  по  результатам   дополнительных мероприятий 
налогового контроля и сообщается следующее.
     Пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
- Кодекс) установлено, что  акт  налоговой  проверки,  другие   материалы
налоговой проверки и дополнительных мероприятий налогового  контроля,   в
ходе которых были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах,
а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные
возражения по указанному  акту  должны  быть  рассмотрены   руководителем
(заместителем руководителя) налогового  органа,  проводившего   налоговую
проверку, и решение по ним должно быть принято в течение десяти дней   со
дня истечения срока представления проверяемым лицом в налоговый орган   в
соответствии с пунктом 6 статьи 100 Кодекса письменных возражений по акту
налоговой проверки. Указанный в пункте 1 статьи 101 Кодекса десятидневный
срок может быть продлен, но не более чем на один месяц, в том числе   для
проведения дополнительных мероприятий налогового контроля.
     Дополнительные мероприятия налогового контроля на основании пункта 6
статьи 101 Кодекса могут проводиться в срок, не превышающий один месяц.
     В качестве дополнительных  мероприятий  налогового  контроля   может
проводиться истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1
Кодекса, допрос свидетеля, проведение экспертизы.
     Согласно пункту 1 статьи  99  Кодекса  в  случаях,   предусмотренных
Кодексом  (в  частности,  при  получении  показаний  свидетелей,   выемке
документов), составляются протоколы.
     В соответствии с пунктом 9 статьи 95  Кодекса  заключение   эксперта
предъявляется проверяемому лицу, которое имеет право дать свои объяснения
и заявить  возражения,  а  также  просить  о  постановке   дополнительных
вопросов эксперту и о назначении дополнительной или повторной экспертизы.
     Согласно пункту 7  статьи  101  Кодекса  руководитель   (заместитель
руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, выносит
решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности   за
совершение  налогового  правонарушения   не   только   по     результатам
рассмотрения  акта  налоговой  проверки,  других  материалов    налоговой
проверки,  но  и  материалов,  полученных   в   результате     проведения
дополнительных мероприятий налогового контроля.
     Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка вправе до
вынесения указанного решения  знакомиться  со  всеми  материалами   дела,
включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (пункт 2
статьи 101 Кодекса).
     Несмотря на то, что Кодексом не установлены специальные  сроки   для
подготовки проверяемым лицом возражений  по  результатам   дополнительных
мероприятий налогового контроля и их  рассмотрения,  право   проверяемого
лица на ознакомление с вышеуказанными материалами и подготовку возражений
обеспечивается соответствующей  обязанностью  руководителя   (заместителя
руководителя) налогового органа.
     При этом срок для ознакомления проверяемого лица с  материалами   по
результату дополнительных мероприятий налогового  контроля   определяется
руководителем (заместителем руководителя)  налогового  органа  с   учетом
фактических обстоятельств, включая количество указанных материалов и   их
объем.
     Кроме  того,  согласно  пункту  4  статьи  101  Кодекса   отсутствие
письменных  возражений  проверяемого  лица  не  лишает  это     лицо (его
представителя) права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения
материалов налоговой проверки.

Заместитель директора Департамента                         С.В. Разгулин