среда, 13 июля 2011 г.

Что такое "природоресурсные" налоги для целей проведения камеральной проверки? Относится ли к таковым земельный налог?

Я уже писал в блоге о проблемах, связанных с применением ст. 88  НК РФ по теме  "что такое "налоговые льготы" для целей проведения камеральной проверки". А тут еще и в мае размещал пост об  "администрировании  имущественных налогов", и нечаянно в комментах завязалась дискуссия по поводу "что такое природоресурсные налоги". А ведь это действительно вопрос, в связи с чем предлагаю обсудить.
Итак, в соответствии с п. 9 ст. 88 НК РФ "...При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов". Однако НК РФ не определяет, что это за налоги такие, которые "связаны с использованием природных ресурсов". Если рассуждать логически, то это НДПИ, водный налог, ну и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
А вот земельный налог - является ли он налогом, связанным с использованием природных
ресурсов? Ведь в зависимости от ответа на этот вопрос мы определим объем компетенции налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок. Налоговики говорят, что "земля-матушка" - это часть природы, поэтому при проведении камералок со ссылкой на п. 9 ст. 88 НК РФ теребят налогоплательщика по полной. Однако я с таким подходом не согласен. По моему разумению земельный налог является не «ресурственным», а «поимущественным» налогом, т.к. обязанность по его уплате обусловлена не использованием земли как природного ресурса, а обладанием ею. То есть сам факт обладания земельным участком уже создает обязанность по уплате налога, а не факт пользования. При таких обстоятельствах земельный налог - это разновидность имущественного налога, на который положения п. 9 ст. 88 НК РФ не распространяются.