четверг, 3 марта 2011 г.

Вышел новый приказ ФНС о том как судиться с налогоплательщиками


Недавно на сайте ФНС России был размещен Приказ ФНС от 09 февраля 2011 года № ММВ-7-7/147@ "Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах". Документ подобного содержания не в первый раз появляется на свет, т.к. был с таким же названием Приказ ФНС РФ от 31.03.2008 № ММ-3-7/129@, а один из самых первых по этому вопросу был Приказ МНС РФ от 11.12.2002 № БГ-3-14/709 «О совершенствовании работы по представлению интересов налоговых органов в судах".
И вот теперь новый документ, но практически, со старым содержанием, хотя есть и новшества.

Во-первых, бросается в глаза абз.2 п. 1 (я его выделил жирным шрифтом) о том, что при принятии решения о направлении жалоб (когда налоговики первую инстанцию продули), необходимо учитывать "сложившуюся устойчивую судебную практику", в состав которой входят не только акты ВАСа, но и "судебные акты иных судов". Все просто замечательно, однако у меня вопрос, а зачем вы вообще поперлись в суд, т.е. и в первую инстанцию, если есть уже практика? На всякий случай? Прокатит/непрокатит?
Во-вторых, повышены пороговые значения по цене иска для целей контроля вышестоящих налоговых органов. Ну, например, если по старому Приказу, на контроль по УФНС ставились дела по 1 млн. рублей (по Москве - 10 млн.), то сейчас это 5 млн. и 30 млн. соответственно (+ кроме Москвы 30 млн. распространяется также на Санкт-Петербург). Также расписываются основания участия юристов вышестоящих ИФНС в тех или иных дела, а также порядок информирования этих УФНС и даже ФНС по каким то особым спорам - особо дорогим для бюджета или "рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики" (текст представлен ниже, можете прочитать самостоятельно).
В-третьих, если раньше контроль за исполнением приказа осуществлял сам руководитель ФНС, то в нынешнем Приказе контроль поручен заму С.А. Аракелову. Может значение правовой работы в ФНС при новом начальнике упало?
В связи с тем, что Приказ еще не опубликован и еще не размещен в базах данных я его размещаю в блоге.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
(ФНС России)
ПРИКАЗ
« 09 » февраля 2011 г. № ММВ-7-7/147@

Москва

"Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах"



В целях повышения эффективности защиты интересов налоговых органов в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, усиления ответственности должностных лиц налоговых органов за результаты работы по представлению интересов в судах, а также выработки единых принципов и правил взаимодействия налоговых органов по осуществлению судебной работы приказываю:

1. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за представлением интересов государства при рассмотрении споров с участием налоговых органов судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, за направлением в арбитражные суды законных и подтвержденных доказательствами отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, а также заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
При принятии решения о направлении апелляционных, кассационных жалоб и заявлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора учитывается сложившаяся устойчивая судебная практика, в частности, постановления Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также информационные письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судебные акты иных судов, вынесенные по соответствующему вопросу с учетом аналогичной аргументации.
Решение налогового органа о необжаловании судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном производстве принимается путем согласования руководителем соответствующего налогового органа докладной записки начальника юридического отдела налогового органа. Докладная записка должна содержать аргументированную позицию налогового органа (с учетом всех обстоятельств, рассмотренных судом при вынесении решения в пользу налогоплательщика) со ссылкой на нормативные акты и судебную практику.
2. Начальникам инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекций ФНС России межрайонного уровня обеспечить представление в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации материалов судебных дел и процессуальных документов по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (начальникам территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по г. Москве, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Московской области, территориальных налоговых инспекций, подведомственных Управлению ФНС России по Санкт-Петербургу – по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей).
Представлению подлежат материалы судебных дел независимо от того, в каких судах (арбитражных либо судах общей юрисдикции) рассматривается дело и вне зависимости от уровня соответствующей инстанции, кто является инициатором обращения в суд - налогоплательщики (налоговые агенты, иные лица) либо налоговые органы (другие государственные органы) и кто является стороной по делу - юридические, физические лица или индивидуальные предприниматели.
Представлению подлежат материалы судебных дел вне зависимости от того, каким образом сформулирован предмет требований, в том числе подлежат представлению материалы дел по заявлениям (исковым заявлениям): о признании недействительными (незаконными) решений (требований, иных актов ненормативного характера) налоговых органов; об обязании возместить суммы налога на добавленную стоимость; об обязании возвратить (зачесть) суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов; об уплате процентов за нарушение сроков, предусмотренных действующим законодательством; о признании исполненной обязанности по уплате налогов; о признании незаконными действий (бездействия) налоговых органов, должностных лиц налоговых органов; о взыскании убытков; по другим категориям судебных дел.
При определении размера исковых требований подлежат учету суммовые показатели, заявленные в исковых требованиях, в том числе: суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, доначисленные (уменьшенные) по решению налогового органа; суммы налогов (сборов), пени и налоговых санкций, указанные в требовании налогового органа (в случае, когда требование налогового органа является предметом отдельного иска); суммы налога на добавленную стоимость, в отношении которых заявлено требование об обязании налоговых органов возместить (возвратить, зачесть); суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налогов (сборов, иных платежей), в отношении которых заявлено требование о возврате (зачете); суммы заявленных к возврату процентов за нарушение установленных законодательством сроков; суммы налогов (сборов), в отношении которых рассматривается вопрос о признании обязанности по уплате налогов (сборов) исполненной.
3. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить:
контроль за эффективностью представления в судах интересов налоговых органов в виде проверки наличия доказательств, правовых оснований, допустимости доказательств, а при необходимости в виде обеспечения правового сопровождения по оспариваемым суммам требований свыше 5 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по г. Москве, Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу – по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей);
обязательное участие специалистов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации в подготовке материалов и представлении интересов налоговых органов в судах по оспариваемым суммам требований свыше 30 миллионов рублей (руководителям Управления ФНС России по Московской области, Управления ФНС России по Санкт-Петербургу – по оспариваемым суммам требований свыше 50 миллионов рублей, руководителю Управления ФНС России по г. Москве– по оспариваемым суммам требований свыше 100 миллионов рублей);
правовое сопровождение и участие по судебным делам, рассмотрение которых может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований;
представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, вне зависимости от суммы заявленных требований.
4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации о судебных делах и материалов судебных дел по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 200 миллионов рублей, а руководителю Управления ФНС России по г. Москве и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам – по оспариваемым суммам требований налогоплательщиков свыше 300 миллионов рублей.
Информация по рассматриваемому спору подлежит представлению по установленной форме (приложение к настоящему приказу). Материалы судебного дела направляются с сопроводительным письмом, содержащим указанную информацию.
Из материалов судебных дел представлению при первоначальном направлении информации по спору подлежат: копии оспариваемых ненормативных правовых актов налогового органа, заявлений (исковых заявлений). При последующем направлении представлению подлежит объективная на дату направления информация по рассматриваемому спору по установленной настоящим приказом форме, а также определения судов по судебным делам, судебные акты по делу. При необходимости в отношении конкретных дел устанавливается детальный состав представляемой информации и прилагаемых материалов, порядок их представления.
Информация по судебному спору по установленной форме предоставляется инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного и межрегионального уровня не позднее трех рабочих дней от наиболее ранней из следующих дат: дата поступления в налоговый орган определения о принятии дела к производству (повестки о рассмотрении спора в суде общей юрисдикции) или дата поступления в налоговый орган искового заявления; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации от инспекций ФНС России.
Копии документов, исходящих не от налогового органа (суды, налогоплательщики, иные органы и лица), должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов в налоговый орган; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления информации и материалов от инспекций ФНС России. Копии документов, исходящих от налогового органа, должны направляться с сопроводительным письмом не позднее трех рабочих дней после составления и присвоения исходящего номера документу; управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации - не позднее трех рабочих дней со дня поступления документов от инспекций ФНС России.
Документы, касающиеся проведения судебного заседания, до начала которого остается менее пяти рабочих дней, в обязательном порядке должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться инспекциями ФНС России по факсу в адрес юридических отделов управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны одновременно с их направлением в электронном виде направляться по факсу в Правовое управление.
Днем поступления в налоговый орган информации о дате очередного судебного заседания является наиболее ранняя из следующих дат: день поступления в налоговый орган процессуального документа, содержащего сведения о дате судебного заседания, либо день проведения судебного заседания, в котором объявлена дата следующего судебного заседания, доведенная до сведения представителя налогового органа, участвовавшего в судебном заседании, либо день уведомления налогового органа о дате судебного заседания по факсу или телефонограммой.
5. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации обеспечить представление в Правовое управление информации и документов по судебным делам, в случае обращения инспекций ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации с информацией о наличии спора по вопросу, рассмотрение которого может иметь значение для формирования судебной практики, - вне зависимости от суммы заявленных требований.
Информация по спору подлежит представлению в порядке, установленном пунктом 4 настоящего приказа.
6. В целях эффективного взаимодействия инспекций ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и Федеральной налоговой службы при рассмотрении дел в суде надзорной инстанции инспекциями ФНС России при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, подлежат представлению на согласование проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) не менее чем за два месяца до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление).
Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации при наличии оснований для обжалования судебных актов в надзорную инстанцию, установленных процессуальным законодательством, проекты согласованных управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации заявлений подлежат представлению не менее чем за месяц до окончания срока подачи заявления в надзорную инстанцию на согласование в Правовое управление с приложением в обязательном порядке материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)).
Несогласованные проекты заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов в надзорную инстанцию направлению не подлежат.
Подлежат обязательному представлению инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) копии определений о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебного акта в порядке надзора с приложением материалов судебных дел (копий обжалуемых ненормативных правовых актов, решений налогового органа, копий заявлений, отзывов, апелляционных и кассационных жалоб, судебных актов (решений, постановлений)) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) процессуального документа (определения или иного документа) в инспекцию вне зависимости от суммы исковых требований по соответствующему делу. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данные документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.
Информация о дате рассмотрения, а также документы, касающиеся судебного дела, находящегося в стадии надзорного производства, которые поступают в налоговый орган после получения определения о передаче дела в надзорную инстанцию для пересмотра судебных актов в порядке надзора, направляются инспекциями ФНС России в управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в Правовое управление) в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления (дата поступления определяется по отметке о регистрации входящей корреспонденции) соответствующего документа. Управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации данная информация и документы должны представляться в Правовое управление не позднее трех рабочих дней с даты поступления документов от инспекций ФНС России.
7. Правовому управлению (О.В.Овчар) по получении информации, указанной в пунктах 4, 5 и 6 настоящего приказа, обеспечить:
контроль за эффективностью представления интересов налоговых органов в судах налоговыми органами;
при необходимости правовое сопровождение судебных дел и участие специалистов Правового управления и других управлений центрального аппарата ФНС России при рассмотрении дел в судах.
8. Признать утратившим силу приказ Федеральной налоговой службы
от 31.03.2008 № ММ-3-7/129@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».
9. Управлениям Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации довести настоящий приказ до нижестоящих налоговых органов.
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы С.А.Аракелова.



Руководитель Федеральной
налоговой службы М.В.Мишустин