среда, 12 января 2011 г.

Является ли Россия страной налогового счастья?

В «Российской Бизнес-газете» от 21 декабря 2010 года размещено информационное сообщение (со ссылкой на рейтинг, составленный ассоциацией международных бухгалтерских фирм BKR International) о том, что Россия оказалась в тройке мировых лидеров по мягкости налогообложения для бизнеса. «Пьедестал почета» с ней разделили Мексика и Саудовская Аравия.
Конечно с одной стороны это приятно, но с другой позволю себе усомниться в том, что Россия является налоговым парадизом.
Так, если посмотреть методику составления рейтинга, то станет очевидным, что основной показатель, применяемый в ней, - величины ставок подоходных налогов. Так, составителирейтинга отмечают, что в России после уплаты налогов на прибыль и дивиденды акционерам остается около 60 % доходов, в Саудовской Аравии физлицам-акционерам -100 % доходов. Наибольшие издержки у инвесторов в странах Европы (в Германии акционеры с высоким уровнем дохода получают 43 % от своих дивидендов, в Великобритании – 41 %). Т.е., по сути, это рейтинг отражает, в каких странах ставки подоходных налогов выше, а в каких - ниже.

Однако представляется, что "налоговое счастье" не ограничивается только ставками налога на личные доходы. А кроме того, общий налоговый климат в стране определяется состоянием основным налогоплательщиков, а не только населения.
Так, общеизвестно, что надежность же инвестирования зависит не только от величины налоговых ставок, но и от ряда других факторов. Эксперты при исследовании не учли некоторые специфические «налоговые риски», с которыми инвестор неминуемо столкнется в России. Например, качество работы налоговых органов. Так, по данным отчета Paying taxes 2009, подготовленном компанией PricewaterhouseCoopers (PWC), Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией), для подготовки и сдачи налогового отчета в России требуется более 150 рабочих часов. Согласитесь, цифра впечатляет.
Нельзя не учитывать и масштабы коррупции в России – она занимает 143-е место в антикоррупционном рейтинге Transparency International, в котором перечислено менее 200 стран. Министр экономического развития РФ Э.Набиуллина, выступая на международной конференции по государственному управлению в России, сообщила, что реальная оплата государственных услуг со стороны бизнеса в среднем на 40% превышает расценки, установленные нормативными актами.
Поэтому, несмотря на почетное третье место в рейтинге, налоговый режим в России вряд ли можно назвать «райским».