четверг, 9 декабря 2010 г.

ВАС сделал вывод о моменте определения базы по НДС

В одном из своих постов в конце ноября я писал о том, что 23 ноября Президиум ВАС РФ должен рассмотреть очень интересный спор на стыке гражданского и налогового законодательства. Напомню, что спор возник между двумя коммерческими организациями и касался следующего. Между агентом и принципалом был заключен агентский договор на оказание услуг по учету и транспортировке экспортируемой нефти. Принципал оплатил услуги агента с учетом НДС, исчисленного по ставке 18%. Налоговый орган отказал принципалу в возмещении НДС со ссылкой на то, что в данном случае подлежала применению ставка НДС в размере 0%. Таким образом, у агента образовалось неосновательное обогащение в сумме полученного им НДС.
Главный вопрос, на который предстояло ответить Президиуму, с какого момента следует
исчислять срок исковой давности взыскания указанного неосновательного обогащения, то есть с какого момента принципал узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Согласно первому варианту ответа, срок должен исчисляться с момента, когда налоговый орган отказал принципалу в возмещении НДС в связи с неправильным применением налоговой ставки 18%, поскольку только в этот момент уплаченная контрагенту сумма НДС оказалась фактически для принципала утраченной.
При втором варианте ответа, срок должен начинать исчисляться гораздо раньше, а именно с момента, когда принципал оплатил спорные счета-фактуры с неверно указанной налоговой ставкой. То есть, пусть на этот момент налоговый орган еще не вынес решения об отказе принципалу в возмещении НДС, однако принципал должен был знать о том, что такое решение вполне может быть вынесено, должен был проявить осмотрительность при оплате счетов-фактур, зная о том, что агент оказывает услуги в отношении продукции, уже помещенной под режим экспорта.
Президиум выбрал второй вариант и тем самым (хотя мотивировочная часть Постановления на сегодня ещё не размещена на сайте ВАС РФ), во-первых, развел по разные стороны нормы гражданского и налогового законодательства. То есть, по отношению к принципалу неосновательно обогатился не бюджет, а контрагент по сделке и вынесение налоговым органом решения об отказе в возмещении НДС не касается отношений сложившихся между принципалом и агентом. Во-вторых, позиция Президиума продемонстрировала, какую степень осмотрительности необходимо проявлять при оплате счетов-фактур при совершении операций, связанных с экспортом. После появления текста Постановления я обязательно размещу его в своем блоге.