среда, 13 октября 2010 г.

Выпуск 11. Читаем № 229-ФЗ «Новое в учете налогоплательщиков»

Абз. 1 п. 1 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправка носит технический характер. Слово «принадлежащего» заменено на «принадлежащих», и теперь и по своему буквальному смыслу норма в равной степени распространяется не только на принадлежащее налогоплательщику недвижимое имущество (по месту нахождения которого он подлежит постановке на учет), но и на его транспортные средства.


Абз. 2 п. 1 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправка, во-первых, носит технический характер, оборот «должна встать на учет» заменен на «подлежат постановке на учет».
Во-вторых, из абзаца исключено упоминание о том, что организация подлежит постановке на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит там на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Кодексом.



Абз. 3 п. 1 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправка носит технический характер, уточнено, что Минфин определяет особенности учета крупнейших налогоплательщиков именно в налоговых органах. В настоящее время действует приказ Минфина РФ от 11.07.2005 г. № 85н «Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков».

П. 3 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправкой расширено содержание комментируемого пункта. Теперь в нем содержится упоминание о том, что на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, осуществляется постановка на учет организации, не только по месту нахождения головной организации, но и по месту нахождения ее филиала или представительства (в отношении российской организации) или по месту осуществления деятельности на территории РФ через отделение (в отношении иностранной некоммерческой неправительственной организации).

П. 4 ст. 83 изложен в новой редакции

Пункт изложен в новой редакции, хотя в нем нашли отражения и ряд положений из старой редакции этого пункта. Из новых положений можно отметить следующие: во-первых, как и в поправке к абз. 2 п. 1 ст. 83 Кодекса из пункта исключено упоминание о том, что организация подлежит постановке на учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения, если она не состоит там на учете по какому-либо из оснований, предусмотренных Кодексом.
Во-вторых, установлены особенности постановки на учет для обособленных подразделений, не являющихся филиалами или представительствами. Основанием для их учета будет являться сообщение налогоплательщика о создании такого обособленного подразделения, представляемое в налоговый орган в течение 1 месяца со дня его создания (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в новой редакции).
В-третьих, установлены особенности постановки на учет иностранных организаций, которые в отличие от российских действуют на территории РФ всегда через свои обособленные подразделения. Эти организации подлежат постановке на учет на основании заявления, подаваемого в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории РФ.
В-четвертых, сохранено прежнее правовое регулирование постановки на учет в случаях, когда организация имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, подведомственного нескольким налоговым органом (только теперь к этим образованиям добавились города Москва и Санкт-Петербург). Но в новой редакции определен и конкретный налоговый орган, в который организация должна сообщить о выборе единого налогового органа для учета всех обособленных подразделений, находящихся на территории муниципального образования. Для российских организаций это налоговый орган по месту нахождения непосредственно самой организации, для иностранных – любой из налоговых органов на территории муниципального образования (городов Москвы и Санкт-Петербурга).

Абз. 2 п. 5 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправка носит технический характер. Слово «принадлежащего» заменено на «принадлежащих», и теперь и по своему буквальному смыслу норма в равной степени распространяется не только на принадлежащее налогоплательщику недвижимое имущество (по месту нахождения которого он подлежит постановке на учет), но и на его транспортные средства.

П. 5.1 ст. 83 в прежней редакции отсутствовал

Поправка распространяет на налогоплательщиков-организаций обязанность по постановке на учет по месту нахождения недвижимости и транспортных средств и в тех случаях, когда указанное имущество находится в государственной или муниципальной собственности, и на которое этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения им или только права владения и пользования.

П. 7 ст. 83 изложен в новой редакции

Уточнен перечень органов, на основании информации которых осуществляется постановка на учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Из всего перечня органов, указанных в ст. 85 Кодекса, исключены органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами.

П. 10 ст. 83 изложен в новой редакции

Поправкой внесено уточнение в объем обязанностей налоговых органов в сфере учета налогоплательщиков. Они осуществляют как постановку налогоплательщиков на учет, так и снятие их с учета, а также учет сведений о налогоплательщиках.

П. 1 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправкой установлено, что во всех случаях порядок постановки налогоплательщиков на учет будет определяться Минфином РФ. Ранее п. 3 ст. 83 Кодекса устанавливал, что этот порядок по общему правилу устанавливался Правительством РФ. В исполнение указанной нормы было принято Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теперь общий порядок постановки налогоплательщиков на учет должен быть принят Минфином РФ.

П. 2 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправка разграничила порядок постановки организаций на учет по месту нахождения их обособленных подразделений в зависимости от того, является ли это подразделение филиалом или представительством или нет. В случае если подразделение является филиалом или представительством, то постановка организации на учет по их месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Если же оно таковым не является – то на основании сообщения налогоплательщика о создании обособленного подразделения, направляемого в налоговый орган. 

П. 3 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправка внесла два основных изменения. Во-первых, разграничен порядок учета изменения сведений об обособленных подразделениях организации в зависимости от того является ли это обособленное подразделение филиалом или представительством или нет. В первом случае учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, во втором – на основании сведений, сообщаемых в налоговый орган налогоплательщиком.
Во-вторых, на уровне Кодекса определен порядок учета изменения сведений об обособленных подразделениях иностранных организаций. Он будет осуществляться на основании заявления такой организации по форме, утвержденной ФНС России с приложением документов, перечень которых утверждает Минфин РФ.

П. 4 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправкой установлен новый порядок постановки организации на учет по месту нахождения обособленного подразделения в случае, когда изменяется место нахождения (адрес) обособленного подразделения. Теперь, как и применительно к случаям смены адреса головной организацией постановка на учет по новому адресу обособленного подразделения будет осуществляться на основании документов, полученных от налогового органа по предыдущему адресу. Это избавит налогоплательщиков от необходимости сначала сниматься с учета по старому адресу обособленного подразделения, а затем вставать на учет по новому адресу. Эти два процесса условно объединены в один.
При этом законодатель продолжил разграничение порядка постановки на учет по новому месту нахождения обособленного подразделения организации в зависимости от того, является ли это обособленное подразделение филиалом или представительством или нет. В первом случае постановка на учет осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, во втором – на основании сообщения налогоплательщика о смене адреса обособленного подразделения.

П. 5 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправка разделила порядок снятия с учета организации по месту нахождения ее обособленного подразделения в зависимости от вида этого подразделения. Снятие с учета по месту нахождения филиала или представительства будет осуществляться на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. А если обособленное подразделение не относится к филиалу или представительству, то снятие с учета будет происходить на основании сообщения о прекращении деятельности по месту нахождения этого подразделения.

П. 5.1 ст. 84 в прежней редакции отсутствовал

Поправка закрепляет три способа передачи заявления о постановке на учет (снятия с учета), уведомления о выборе налогового органа при наличии нескольких обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, подведомственного нескольким налоговым органам. Это непосредственное вручение, направление заказным письмом и передача в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи. До настоящего времени форматы заявления о постановке на учет в электронном виде установлены применительно к ЕНВД (Приказ ФНС от 18.02.2009 г. № ММ-7-6/76@) и к УСН на основе патента Приказ ФНС от 21.01.2009 г. № ММ-7-6/18@)
По запросу налогоплательщика теперь и готовое свидетельство о постановке на учет (снятии с учета) либо уведомление о постановке на учет сможет направляться ему также в электронном виде посредством телекоммуникационных каналов связи.
Формы и форматы всех вышеназванных документов, а также порядок их заполнения должны быть утверждены ФНС России, а вот порядок их представления в налоговый орган будет утверждаться Минфином РФ.

П. 10 ст. 84 изложен в новой редакции

Поправка носит юридико-технический характер слова «встают на учет» (применительно к налоговым агентам, не учтенным в качестве налогоплательщиков) заменено более корректной терминологией «подлежат учету». 

П. 4 ст. 85 изложен в новой редакции

Поправка установила обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет недвижимости, регистрацию прав на недвижимость, регистрацию транспортных средств по предоставлению в налоговые органы информации не только о каждом единичном случае регистрации прав на указанное имущество и сделок с ним, но и для обеспечения полноты и достоверности учета ежегодно до 1 марта представлять полный перечень сведений о правах на указанное имущество по состоянию на 1 января текущего года.

П. 5 ст. 85 изложен в новой редакции

Из пункта исключено упоминание о том, что органы, осуществляющие функции опеки и попечительства (кроме самих органов опеки и попечительства), то есть воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, обязаны сообщать в налоговые органы о фактах установления опеки и управления имуществом над опекуном подопечным. Такая обязанность сохранена только в отношении органов опеки и попечительства. Изменен и срок представления указанных сведений, он составляет 10 дней (вместо пяти) со дня принятия решения об установлении опеки, попечительства, передаче ребенка в приемную семью, а также обо всех последующих изменениях связанных с опекой и попечительством.

Абз. 2 п. 9 ст. 85 в прежней редакции отсутствовал

Установлена обязанность органа, уполномоченного вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по сообщению в налоговый орган сведений о внесении записей в этот реестр и всех изменениях, вносимых в реестр в течение 10 дней со дня внесения этих записей или их изменений.

П. 9.1 ст. 85 в прежней редакции отсутствовал

Установлена обязанность органов, осуществляющих государственный технический учет (БТИ), по ежегодному представлению в налоговый орган в срок до 1 марта сведения об инвентаризационной стоимости недвижимого имущества по состоянию на 1 января текущего года. Причем по нашему мнению такая обязанность сохраняется для вышеуказанных органов, даже если стоимость недвижимого имущества не меняется.

П. 9.2 ст. 85 в прежней редакции отсутствовал

Установлена обязанность органов местного самоуправления по ежегодному представлению в налоговый орган в срок до 1 февраля сведений о земельных участках, признаваемых объектами налогообложения по состоянию на 1 января текущего года.
Причем также как и в предыдущем случае, такая обязанность сохраняется для вышеуказанных органов, даже если стоимость недвижимого имущества не меняется.

П. 10 ст. 85 изложен в новой редакции

ФНС России предоставлены полномочия по утверждению форм и форматов, представляемых предусмотренных ст. 85 Кодекса сведений, а также по установлению порядка заполнения этих форм.


П. 11 ст. 85 в прежней редакции отсутствовал

Установлены конкретные субъекты из перечисленных в ст. 85 Кодекса, которые обязаны представлять в налоговый орган информацию исключительно в электронном виде. Это органы, осуществляющие регистрацию граждан по месту жительства (месту пребывания), органы ЗАГС, органы, осуществляющие кадастровый учет, регистрацию прав на недвижимое имущество и транспортные средства, технический учет недвижимости, а также органы местного самоуправления в части предоставления сведений о земельных участках.
В этой связи интересно отметить, что руководитель ФНС России М.В. Мишустин, выступая 8 сентября 2010 года на коллегии ФНС в г. Казани подчеркнул, что особенно актуальным для ФНС России нововведением по Закону № 229-ФЗ стало обязательное предоставление регистрирующими органами и органами местного самоуправления сведений в налоговые органы только в электронном виде.
Вступление в силу: положение вступает в силу со 2 сентября 2010 года. Однако органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, физических лиц, вправе до 1 января 2013 года представлять сведения в налоговые органы на бумажном носителе.

Абз. 2 п. 1 ст. 86 исключены слова: «на бумажном носителе»

Поправкой устанавливается обязанность по сообщению в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета организации или индивидуального предпринимателя и об изменении реквизитов этого счета исключительно в электронном виде.

Абз. 1 п. 3 ст. 86 изложен в новой редакции

Налоговые органы получили право направлять в электронном виде запросы в банк о предоставлении той или иной информации.

Абз. 3 п. 3 ст. 86 в прежней редакции отсутствовал

Форматы ответов банков в электронном виде на запросы налоговых органов о предоставлении информации будут утверждаться Центробанком России по согласованию с ФНС России (ранее только формы утверждались ФНС России по согласованию с Центробанком).

!!! ОБРАЩАЕМ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ!!! (это касается всех поправок, имеющих отношению к проведению налоговых проверок): налоговые проверки и иные мероприятия налогового контроля (в том числе связанные с налоговыми проверками), не завершенные до дня вступления в силу ФЗ-229 (то есть до 2 сентября 2010 года), проводятся в порядке, действовавшем до дня вступления в силу вышеназванного закона (то есть по старым правилам). Оформление результатов указанных налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля осуществляется также в порядке, действовавшем до вступления в силу данного закона (то есть также по старым правилам). Основание: ст. 10 ФЗ-229.

(продолжение следует)