четверг, 12 августа 2010 г.

Проект закона о полиции и налоги

Пятые сутки Интернет и СМИ шумят и кипят, обсуждая законопроект "О полиции", разработанный по инициативе Президента РФ, и размещенный 07 августа здесь. И хоть тема эта для меня, слав Богу, не профильная, но совсем уж оставаться в стороне считаю не совсем правильным, тем более, что словообразования от термина "налог" в проекте имеются (проект я уже  немного просмотрел).
Итак, о "налогах" в законопроекте упоминается только в одном разделе (раздел 3 "Права и обязанности полиции"), но зато в 2-х статьях. Вот их то мы и почитаем.



Статья 11 "Обязанности полиции".
"1. На полицию возлагаются следующие обязанности:...
.............................
  • 36) направлять материалы в налоговый орган для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым   кодексом РФ к полномочиям налоговых органов, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств;  
Здесь вроде все понятно, и сейчас также - если полиция вдруг чегой-то накопает в своей работе "по налогам", то вполне логично направить материалы по этим "чегой-то" в налоговые органы, типа "гляньте ребята, все ли тут нормально, нет ли тут чего неправильного".
  • 37) уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения;
А вот тут я вообще не понял. Ведь с 01 января 2011 года составы налоговых преступлений из УК  РФ больше не будут подследственны ОВД, а будут подследственны СКП. Тогда во-первых, зачем некие (какие кстати?) материалы налоговикам направлять в полицию, а во-вторых, как могут полицейские уведомлять налоговиков о возбуждении (или невозбуждении)  уголовного дела, если они их больше не возбуждают? Или что, СКП будут уведомлять полицию, а полиция налоговую? Зачем огород такой городить. Странно это как-то. Кстати, эту несуразность отмечают и комментаторы на сайте, где идет обсуждение. Иными словами с 1 января 2011 года милиция (или уже полиция)  вообще не сможет возбуждать дела по статья 198-1992 УК. Было бы логичнее, если бы налоговые органы направляли свои материалы в полицию для проведения соответствующей доследственной проверки, а уже затем полиция направляла бы свои полученные материалы в СКП. Ну как-то так...
Идет выездная проверка с участием ОВД (шутка)
И еще вопрос, а что будет делать милиция по доследственной проверке по налоговым делам? И вообще будут ли у полиции такие полномочия? А налоговая инспекция, если что криминальное накопает в своей контрольной деятельности они куда будут обращаться в СКП или в полицию? А СКП смогут возбуждать дела на основании только материалов налоговых органов или надо, чтобы и полиция тут себя как-то проявила? Но как мы уже писали, а в полицию то зачем? Я понимаю, когда полиция будет осуществлять физзащиту инспекторам, тут все понятно, а в проверках что они будут делать? Сейфы двигать или компьютеры грузить?
Да и вообще мне кажется, что в связи с корректировкой уголовно-процессуального законодательства, и в связи с законом о полиции, необходимо уточнять ст. 36 НК РФ, а то до сих пор не понятно, что делают ОВД по запросам ИФНС в выездных налоговых проверках, пока только  честных граждан пугают типа "признайся сам потом зачтется". В этой же статье не плохо было бы указать вообще, а в каких случаях налоговые органы могут привлекать полицейских для проверки.



Статья 12 "Права полиции".
"1. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право:
.......
4) запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; запрашивать и получать от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведения о лицах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о лицах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Что бросается в глаза? Во-первых, как соотносятся между собой первое положение подп. 4 и второе (оно у меня выделено жирным). То есть полиция может и документы все получить и в том числе от банков справки, или речь идет только о том, что работая по налоговых преступлениям полицейские могут только и исключительно, не обращаясь к субъектам, указанным в первом предложении, обратиться в банк и получить необходимые справки. Мне кажется, что надо уточнять. Иначе так и будет, как сейчас приходят милиционеры на предприятие и говорят: "А дайте нам для начала ВСЁ".
Иными словами, мне кажется, что в сфере налогов закон о полиции ничего нового не вносит, оставляя ту же неразбериху и возможности для произвола. Необходимо разработчикам четко прописывать процедуры работы полиции по налоговым преступлениям, если для них вообще такое место останется.