пятница, 2 июля 2010 г.

Самолетом на налоговую ... или особая "любовь" американцев к налогам

Никто не любит платить налоги - это истина. Однако эта «нелюбовь» имеет разные оттенки и степени проявления, т.е. в разных странах  налоги  «не любят» не одинаково. Однако именно у американцев ненависть к налогам носит буквально патологический характер. Судите сами - 18 февраля 2010 года американский программист Джозеф Эндрю Стэк взлетел на маленьком самолете и врезался в семиэтажное здание Службы внутренних доходов в го. Остин (Техас).

Несчастный Джозеф Стэк совершил самоубийство, рассчитывая отомстить сотрудникам этого ведомства - именно такой вывод сделал сотрудникам этого ведомства - именно такой вывод сделали сотрудники ФБР и полиции, ознакомившиеся с содержанием предсмертной записки пилота, опубликованной 16 февраля на его персональном интернет-сайта. В своем дневнике 53-летний Стэк подвергает критике систему налогообложения США, изъяны в которой, увтреждает он, позволяют обогатиться крупных корпорациям и бизнесменам, в то время как обычные американцы честно платят налоги, пополняя американский бюджет. Критика Стэка также удостоились американская система здравоохранения и финансовая ситуация в стране.
Стэк также написал, что в последние годы имел множество проблем с налоговой службой, по вине которой многие его планы и мечты не нашли воплощения в жизни. СМИ со ссылкой на официальные данные отмечают, что Стэк дважды (в 1985 и 1995 гг.) начинал собственное дело, однако в обоих случаях спустя несколько лет его компании закрывались по решению налоговых чиновников. В завершение своего обширного послания Стэк выразил готовность исправить несправедливость и «положить конец этому безумию». «Итак, Большой брат IRS, теперь попробуем по-другому; возвращаю вам сполна мой должок, спите спокойно», - заключает программист. Здание налоговой службы г.Остина не впервые становится предметом агрессивных помыслов отчаявшихся граждан. В 1995 г. Чарльз Рей Полк собрался заложить в это здание бомбу. Он освободился из тюрьмы в октябре 2009 года.
Этот трагический инцидент символичен. Ведь те же европейцы и наши соотечественники-россияне, уклоняясь от налогов при каждом удобном случае, тем не менее, в глубине души не оспаривают священное право государства на взимание части их доходов. Что же касается американцев, то они в основной своей массе подобного права не признают. Быть может, это связано с тем, что в их истории не было столь тесной феодальной зависимости между крестьянином и землевладельцем, существовавшей в Европе, а земля в Новом Свете изначально считалась ничьей. В США федерального подоходного налога не существовало до Первой мировой войны, и введён он был тогда в качестве временной меры. 
Периодически Конгресс США проводит слушания по деятельности налогового управления, дабы снизить накал ненависти собственных граждан к сборщикам податей. Особенно остро неприятие налоговой политики государства проявляется американцами во время президентских выборов. Джордж Буш-старший во время компании 1988 г. произнёс одну крылатую фразу: «Читайте по губам: новых налогов не будет!». Считается, что именно это мудрое изречение сделало его президентом. При этом всем, включая самого Буша, было ясно, что ставки налогов придётся поднимать, что, собственно говоря, потом и случилось. Какое еще может быть отношение к налогам и налоговой службе у граждан, чье государство возникло из налоговой конфликта? Конфликт имеет название "Бостонское чаепитие".
Трения между Великобританией и её североамериканскими колониями возникли в 1760-е гг., когда Парламент впервые попытался ввести налог в колониях для увеличения бюджетных доходов. 
Колонисты указывали на то, что, согласно британской конституции, британские подданные могут облагаться налогом только своим представительством в Парламенте. Поскольку такого представительства не было, колонисты не могут облагаться такими налогами. Колонисты бойкотировали Акт о гербовом сборе (1765 г.), а также законы 1767 г. В том числе и по причине колониальных волнений Ост-Индcкая компания в 1773 г. находилась в плачевном финансовом положении. 
В ответ на эти события, Британское правительство в 1773 г. издало «Чайный закон», позволивший Ост-Индской компании продавать чай в североамериканских колониях напрямую, без «каких-либо пошлин или сборов» в Великобритании, вместо значительно меньшей американской пошлины. Это позволило компании продавать чай по цене вдвое ниже, чем ранее, а также дешевле, чем в Великобритании и любых предложений местных чайных торговцев и контрабандистов. 
Многие колонисты, особенно богатые контрабандисты, возмутились этим действием большой компании, имевшей большое лобби и влияние в Английском парламенте. Недовольство стало причиной погромов в Филадельфии и Нью-Фьюрке. Тем не менее, в Бостоне расценили выборочную отмену налогов как очередную попытку Великобритании остановить движение за независимость в колониях. «Сыны свободы» призвали грузополучателей и посредников чая Ост-Индской компании прекратить свою деятельность. Склады, лавки и даже дома не пожелавших поддержать мятеж, подвергались погромам и нападениям. 
В связи с прибытием в Бостонскую гавань одного из первых кораблей с чаем Ост-Индской компании «Сынам свободы» были собраны несколько митингов с очень большим количеством участников. Они призывали к неповиновению не только Английскому парламенту, Ост-Индской компании, но и также губернатору Томасу Хадчинсону, который настаивал на разгрузке корабля. На митинге 16 декабря  1773 г. люди высказались за то, чтобы чай был уничтожен. 
Владелец и капитан корабля согласились с тем, что чай должен быть возвращен в Англию. Однако губернатор Хадчинсон приказал заблокировать гавань и не допустить отбытия неразгруженных кораблей, что было полным произволом. Переодетые индейцами жители Бостона совершили налет на три судна британской Ост-Индский компании и выбросили за борт 342 ящика чая в знак протеста против беспошлинного ввоза английского чая в Северную Америку. 
Правительство Великобритании постановило закрыть порт Бостона до полного возмещения ущерба и направило в Новую Англию военные корабли. Эти меры послужили сигналом к всеобщему сопротивлению североамериканских колоний и, в конечном итоге, образованию США.
Восстав против британского налогообложения, американцы разработали Конституцию, которая резко ограничила возможности федерального правительства в использовании «прямых» налогов. На протяжении большей части своей истории США удовлетворяли свои потребности в налоговых доходах путем введения тарифных пошлин на импорт и через другие «косвенные» налоги. Однако во время Гражданской войны потребность в доходах резко возросла. В 1862 г. Конгресс ввел первый подоходный налог страны, обосновав его как чрезвычайную меру, и отменил его спустя 10 лет. Позднее в 19 в. американцы все больше рассматривали подоходный налог как меру реформы, потому что этот налог можно было вводить "прогрессивно", когда более высокие доходы облагались по более высоким ставкам. В отличие от этого существующие тарифы, акцизные налоги и налоги на недвижимость больно били по потребителям и фермерам. В 1894 г. Конгресс ввел налог на годовые доходы свыше 4000 долларов. На следующий год Верховный суд объявил этот налог неконституционным. В 1913 г. 16-я поправка к Конституции США уполномочила Конгресс "определять и собирать налоги на доходы". Конгресс ввел такой налог позднее в том же году. Но даже и в этом случае подоходный налог на стал крупным источником бюджетных поступлений вплоть до 1943 г., когда федеральное правительство потребовало от работодателей удерживать предварительно оцененные обязательства "у источника", те.е. при выплате заработной платы работнику. В настоящее время подоходный налог является крупнейшим источником бюджетных доходов федерального правительства США .. 
Степень ожесточенности, с которой американцы боролись за свою собственность подтверждается еще другими фактами. Создание Службы внутренних доходов (Internal Revenue Service - IRS)  США относится к 1862 г., когда конгресс учредил Ведомство комиссара по внутренним доходам с целью сбора средств для финансирования гражданской войны 1861 г. По историческим сводкам, ни один налоговый полицейский США из первого набора не умер своей смертью: так велико было нежелание граждан платить налоги. 
Еще интересный момент – до настоящего времени в США сохранились налоговые оазисы внутри страны. В США есть штаты с высокими налогами, а есть штаты — например, Аляска и Флорида, — где вообще  нет местного подоходного налога. 
Тем не менее, сегодня американцы платят налоги исправно и степень уклонения незначительна. Платят, несмотря на то, что общая доля налогов может достигать 40-50 % от их дохода, что составляет больше, чем их расходы на одежду, еду, развлечения. При этом согласно данным опросов населения американцы, как это ни странно звучит, готовы платить гораздо больше налогов при условии, что они идут на нужные, по их мнению, цели. Речь идёт о тратах на образование, здравоохранение, защиту окружающей среды.
Противоречивое отношение американцев к своей системе налогообложения служило вдохновением для целых поколений ученых, политиков, философов и просто остроумных людей, причем многие из их изречений - от возвышенных до острых - стали важными элементами культуры.
Автор Конституции Бенджамин Франклин еще в 1789 г., то есть, задолго до принятия федерального подоходного налога, сказал: «Наша новая Конституция ныне создана, и ее вид обещает постоянство; однако в этом мире нельзя быть уверенным ни в чем, кроме смерти и налогов».
Президент Франклин Делано Рузвельт, занимавший эту должность с 1933  по 1945 гг., сказал: «В конечном счете, налоги - это пошлины, которые мы платим за привилегию быть членом организованного общества».
Член Верховного суда США Оливер Уэнделл Холмс, работавший в суде с 1902 по 1932 гг., сказал: «Мне нравится платить налоги. С их помощью я приобретаю цивилизацию».
В несколько менее возвышенном тоне Эрвин Грисуолд, юрист Верховного суда США с 1967 по 1973 гг., сказал: «Смерть и налоги у нас издавна считаются двумя мерилами неизбежности. Однако, есть и такие люди, которые считают, что смерть более предпочтительна из них. По крайней мере, как сказал один человек, «у смерти есть одно преимущество: она не обостряется всякий раз, когда Конгресс собирается на сессию».
А может, вдруг пришло мне в голову, столь особое отношение американцев к налогам, т.е. к всеобщему благу, с одновременной ответственностью властей и есть причина их необычайных успехов в  экономике.